“Акрон” купит порт


Около 70% сухих удобрений, предназначенных на экспорт, “Акрон” отправляет потребителям через терминал DBT, расположенный в порту Мууга. В прошлом году через DBT “Акрон” экспортировал 1,5 млн т продукции, в этом году планирует увеличить отгрузку до 2 млн т. Стать акционером DBT “Акрон” пытался с 2002 г. Компания вела переговоры о приобретении 45% уставного капитала (50% голосующих акций) у структур, близких к сыну бывшего главы МПС Рустаму Аксененко. Еще 45% УК терминала на тот момент принадлежало эстонскому концерну Transiidikeskuse, а 10% – менеджменту терминала. И вот вчера вице-президент “Акрона” Александр Попов заявил, что недавно компания получила трехлетний опцион на приобретение доли в терминале. Он не уточнил, о каком пакете идет речь. Лишь заявил, что в течение двух месяцев он и президент “Акрона” Иван Антонов войдут в совет директоров DBT.

“С 2002 г. 45% DBT, контролируемых Аксененко, перешли в собственность предпринимателей, близких к основным акционерам “Акрона”, – рассказывает источник, близкий к химическому холдингу. – Именно их долю компания договорилась выкупить”. По словам Попова, сумму сделки определит независимый оценщик, но она вряд ли превысит $10–15 млн. В DBT и Transiidikeskuse дать комментарии отказались.

“Основным собственником “Акрона” считается Вячеслав Кантор, а сделка по покупке DBT напоминает схему покупки “Акроном” китайского завода “Хунджи”, акции которого холдинг также приобрел у структур, близких к основным акционерам компании”, – сказал аналитик одной из инвесткомпаний, пожелавший сохранить анонимность.

“Акрон” планирует наращивать объемы производства, поэтому и нуждается в собственных терминалах, говорит Попов. По его словам, “Акрон” рассматривает возможность строительства в Эстонии – в Таллине или Силламяэ – терминала для перевалки аммиака. Приступить к реализации проекта стоимостью $25–30 млн “Акрон” рассчитывает в конце 2006 г. одновременно с началом строительства третьего агрегата по производству аммиака в Новгороде, который увеличит выпуск этого вида удобрений на 40% до 2,4 млн т. “Сейчас основной объем аммиака мы отгружаем по железной дороге в Финляндию, Литву, Польшу, – поясняет Попов. – Но рост объемов производства потребует новых рынков сбыта. Выход к морю позволит отгружать продукцию на значительно большие расстояния, например в США”.

“Покупка и строительство терминалов “Акроном” – шаг вполне логичный, ведь большинство российских производителей минеральных удобрений пытаются создавать свою транспортную цепочку, покупая подвижной состав и терминалы, которые гарантируют выход к морю”, – говорит аналитик группы “ЦентрИнвест” Максим Иванов. “Уралкалий” контролирует Балтийский балкерный терминал, “ЕвроХим” – терминал “Агросфера” в Мурманском порту. В 2004 г. российские производители удобрений экспортировали 82% своей продукции, поэтому вопрос логистики является для них ключевым, добавляет Александр Котиков из “Тройки Диалог”.