Автолобби побеждено


Технический регламент “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, загрязняющих веществ” должен был быть принят еще в прошлом году. Он определяет порядок ввода в России международных стандартов экологической безопасности “Евро-2”, “Евро-3” и выше, но принятие документа несколько раз переносилось из-за противодействия российских автозаводов.

Но неизбежное наступило. Как рассказал высокопоставленный чиновник аппарата правительства, регламент внесен на сегодняшнее заседание правительства. “Он будет утвержден, а премьер Михаил Фрадков подпишет постановление в октябре”, – уверяет собеседник. В силу регламент вступит через шесть месяцев после подписания. “Параллельно на основе регламента будет разработан и внесен в Госдуму законопроект”, – поясняет чиновник.

Если все пойдет по плану, то с весны 2006 г. выпуск и импорт новых и подержанных легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и другой автомобильной техники, не соответствующей нормам “Евро-2”, будет запрещен. На новые машины, которые будут запущены в производство после вступления регламента в силу, сразу же будут распространены нормы “Евро-3”. С 1 января 2008 г. “Евро-3” станет обязателен и для импортируемых автомобилей, а для новых выпускаемых в России будет введен “Евро-4”. С 2010 г. эта норма будет распространена на все автомобили. На “Евро-5” Россия перейдет в 2012–2014 гг.

КамАЗ с этого года добровольно ставит на свои машины двигатели не ниже “Евро-2”. “Поэтому мы очень ждем принятия регламента. Из-за того что правительство откладывало эту меру, мы потеряем в этом году около 2 млрд руб.”, – отмечает пресс-секретарь КамАЗа Ирина Быстрова. Представитель “АвтоВАЗа” сказал, что все переднеприводные автомобили завод также выпускает с “Евро-2”, а Lada Priora сразу будет оснащаться “Евро-3”. Под “Евро-2” не проходит только классика, но это будет исправлено, уверяет собеседник. Проблемы, по мнению аналитика ОФГ Елены Сахновой, могут возникнуть у “Северсталь-Авто” с “Окой” и с так называемыми “буханками” (грузовики и микроавтобусы УАЗ-3303 и УАЗ-3962). Представитель “Северсталь-Авто” говорит, что компания ищет решение этой проблемы, а остальные машины УАЗа без проблем модернизируются под новые стандарты, хотя это приведет к их удорожанию на $500 –1000. “Северсталь-Авто” опасается лишь, что чиновники не смогут осуществлять жесткий контроль над импортом подержанной техники, не соответствующей “Евро-2”, что создаст неравные условия на рынке. Лишь в “Руспромавто” повсеместное введение “Евро-2” в том виде, как предлагают чиновники, однозначно считают ошибкой. “Действительно ли необходимы экологические нормы для двигателей большегрузных автомобилей, работающих в тайге или в воинских частях Дальневосточного округа, или комбайнов во время посевной?” – задается вопросом руководитель пресс-службы “Руспромавто” Владимир Торин.

На рыночной ситуации введение норм “Евро-2” не отразится, ведь все российские автозаводы готовились к этим стандартам давно, замечает Сахнова. Валерий Тараканов, генеральный менеджер по маркетингу группы “Рольф”, прогнозирует спад производства отечественных автомобилей на 30% лишь с 2008 г., когда окончательно будет введен “Евро-3”. Именно тогда “АвтоВАЗу” придется снять с производства классику, не выживет и “Волга”, считает он.