Как остановить инвестора


В майском послании Федеральному собранию Владимир Путин потребовал от правительства законодательно ограничить участие зарубежного капитала в предприятиях, обеспечивающих безопасность государства, выполняющих оборонзаказ, разрабатывающих стратегические месторождения полезных ископаемых. К 1 ноября законопроект должен быть внесен в Думу. Рассмотреть его правительство предполагало 13 октября. Михаил Фрадков, по словам чиновника Белого дома, ответил резким отказом на просьбу Минпромэнерго отодвинуть на месяц внесение документа в правительство. Но, как стало известно “Ведомостям”, дискуссия 13 октября не состоится. Причина – коренные разногласия чиновников по условиям допуска нерезидентов.

Минпромэнерго настаивает на согласовании заявки инвестора на покупку стратегического предприятия. Указом президента должен быть утвержден перечень отраслей, обеспечивающих безопасность государства. В нем, по замыслу разработчиков, выделяются предприятия, работающие по лицензии: скажем, производство вооружений или конструирование ядерных установок. Зарубежная компания, претендующая на долю в таком предприятии, подает заявку в уполномоченный федеральный орган (возможно, ФАС). Здесь рассматривают обращение инвестора, если он рассчитывает на пакет акций свыше 25%, 50%, 75%. Затем заявка попадает в правительственную комиссию, состоящую из чиновников силовых и гражданских ведомств, для проверки на соответствие закону о гостайне, на участие предприятия во внешнеэкономической деятельности, на исполнение оборонного заказа в течение пяти лет. Неодобрение комиссии не означает отказа инвестору: окончательное решение принимает правительство. Оно может согласовать сделку, выставив для сохранения безопасности государства дополнительные условия ведения бизнеса.

Такая процедура провоцирует подкуп чиновников, убежден сотрудник администрации президента, где законопроект курирует помощник Путина Игорь Шувалов. По словам знакомого с его позицией чиновника, Шувалов настаивает на узаконивании списка стратегических отраслей, в каждой из которых следует установить предельный процент участия иностранного капитала. Сейчас доля зарубежных инвесторов в предприятиях авиапрома и страховых организациях не должна превышать 25%, в “Газпроме” (до либерализации) – 20%, в авиакомпаниях – 49%. Кремлевский чиновник полагает, что законопроект в редакции Минпромэнерго будет отклонен после совещания у руководителя администрации президента Дмитрия Медведева. Столкновение позиций уже произошло – 3 октября на совещании у министра промышленности Виктора Христенко. По словам знакомых с дискуссией двух федеральных чиновников, к кремлевской точке зрения в целом склоняются силовики. Совбез требует перечисления в законе стратегических отраслей и процентного потолка для нерезидентов. ФСБ предлагает не ограничивать перечень оснований для отказа инвесторам, напоминая, что только предприятий, имеющих лицензию и ограничения по закону о гостайне, – 40 000. Получить комментарии в этих ведомствах не удалось.

Представителям гражданских министерств ближе подход Минпромэнерго. По мнению руководителя департамента Минэкономразвития Игоря Гречухина, нерационально закрывать для иностранцев целые отрасли: предпочтительнее выделить виды деятельности, в которых участие вообще невозможно, например систему управления войсками или шифровальную технику. Но в целом согласительный порядок сделок более гибок и не столь взяткоемок, если четко прописать критерий рассмотрения заявок и конечный перечень документов, полагает Гречухин. Зачем усложнять процедуру, недоумевает руководитель ФСФР Олег Вьюгин, надо разрешительный порядок применить к конечному числу действительно стратегических предприятий.

В компаниях Siemens и United Technologies от комментариев отказались, сказав, что это внутренняя дискуссия российского правительства. А гендиректор оборонного НИИ стали Валерий Григорян считает обе концепции тупиковыми: в варианте Минпромэнерго согласование никогда не уложится в отведенные законом три месяца, а вариант Шувалова плох тем, что мало кому из иностранцев нужен миноритарный пакт. “Правительство может поддержать стратегические предприятия госзаказом и экспортными контрактами”, – заключает Григорян. Елена Федорова, пресс-секретарь компании “Иркут”, в которой около 25% принадлежит зарубежным инвесторам, говорит, что наша оборонка неоднородна с точки зрения финансового состояния и перспектив на рынке, поэтому индивидуальный подход при рассмотрении заявок лучше.