Порт как зона


Вчера премьер-министр Михаил Фрадков поручил Минтрансу утвердить генеральную схему развития Мурманского транспортного узла и принципиально одобрил предложения Минтранса о создании на территории морских портов особых экономических зон. Мурманский порт чиновники Минтранса считают “наиболее перспективным в России”. В докладной записке замминистра Игоря Ливитина на имя Фрадкова говорится, что порт этот самый глубоководный и к тому же имеет прямой выход в океан. При этом 85% шельфовых нефтегазовых запасов страны приходится на арктический шельф, так что порт мог бы стать северными энергетическими воротами России, говорит сотрудник аппарата правительства. В докладной записке Минтранса говорится также, что маршрут Нью-Йорк – Панама – Шанхай, используемый сейчас при грузоперевозке, на 3000 км длиннее маршрута Нью-Йорк – Мурманск – Шанхай. По подсчетам вице-губернатора Мурманской области Александра Рузанкина, при развитой инфраструктуре это позволило бы перевозчикам сэкономить 3–4 суток и “миллионы долларов на каждом танкере”.

Но для этого правительству придется серьезно вложиться в инфраструктуру нового торгового пути. По словам президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина, компания может проинвестировать в строительство железнодорожных подходов 15 млрд руб. Замминистра экономического развития Виталий Савельев заявил, что чиновники готовы выделить на модернизацию порта и средства инвестиционного фонда, но на условии, что совокупные инвестиции в проект составят 5 млрд, а вложения частного бизнеса – 25% от этой суммы. По словам Александра Рузанкина, группа компаний “Синтез”, имеющая четыре лицензионных участка в Тимано-Печоре, готова вложить $400 млн в строительство нефтеналивного терминала мощностью 25 млн т, а АО “Кузбассразрезуголь” – $200 млн в угольный терминал. Источник в ГК “Синтез” подтвердил это, заявив, что инвестиции могут составить от $400 до $550 в зависимости от конфигурации терминала. Получить комментарии “Кузбассразрезугля” вчера не удалось.

Правда, из-за высоких железнодорожных тарифов Мурманский порт даже с развитой инфраструктурой будет проигрывать портам стран Балтии и Украины, утверждает Ливитин. Чтобы исправить ситуацию, Фрадков поручил Минтрансу до конца года внести в правительство предложения о введении для морских портов режима особой экономической зоны. Старший экономист инвестбанка “УралСиб” Владимир Тихомиров считает, что в вопросе государственных инвестиций и налоговых льгот нужно идти от общего к частному, а не наоборот. “Сначала лучше определиться, какие отрасли мы хотим поддержать. Иначе получается, что льготы и финансирование получает тот порт, куда почему-то поехал премьер, и при этом все опять сводится к поддержке сырьевого сектора”, – говорит аналитик.