ВЕКТОР


Смена курса

Председателем правления НАУФОР – крупнейшего фондового профсоюза – стал правовой советник Центра развития фондового рынка (ЦРФР) Алексей Тимофеев. Он был избран почти единогласно – лишь один из членов совета директоров ассоциации пропустил заседание. Хотя несколько месяцев назад эти выборы вызвали бы бурю страстей среди профучастников рынка. Тимофеев фактически представляет регулятора фондового рынка – ФСФР, для которого ЦРФР всегда разрабатывал проекты законов и нормативных документов. Его кандидатуру поддерживали крупные инвестбанки, чем сильно злили представителей средних и региональных участников рынка. Те не могли забыть времена, когда НАУФОР воевала с предшественницей ФСФР – Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). От нее все требовали либерального регулирования профучастников, а та только ужесточала нормативные положения. После того как ФСФР в прошлом году возглавил известный либерал Олег Вьюгин, конфликт брокеров и регулятора сошел на нет. Но независимость НАУФОР продолжает тревожить большинство участников рынка. Тем более что вчера от представителей ФСФР уже прозвучали предложения снова сделать членство в ассоциации обязательным.

Выгодная дружба

Иметь в номинальных держателях Центральный сургутский депозитарий (ЦСД) очень выгодно по нынешним временам – особенно с учетом постоянного роста цен на нефть. Более 75% акций четвертой по величине авиакомпании страны – UTair перешли к ЦСД в сентябре прошлого года. Весь рынок уверен, что акции купил “Сургутнефтегаз”. Но сама компания это отрицает – даже несмотря на то, что ЦСД аффилирован с “Сургутнефтегазом” и что половину мест в совете директоров UTair занимают нефтяники. Но то, как чувствует себя бизнес UTair, говорит само за себя. Топливо дорожает, и другие авиакомпании еле выдерживают прошлогодние показатели перевозок. А UTair держит рост на уровне 20%. Конкуренты продают активы, а UTair активно присматривается к новым. И хотя полугодие перевозчик закончил с убытком (который, правда, сократился почти в 10 раз до 2 млн руб.), сделки намечаются достаточно крупные. UTair интересуется сразу несколькими региональными авиакомпаниями, которым хуже всех приходится из-за постоянного роста цен на нефть – старый парк из советских “тушек” неэкономичен. А вчера компания объявила, что может прикупить активов и в Восточной Европе – вертолетных. Никаких деталей UTair раскрывать пока не хочет. Но очень может быть, что именно благодаря ценам на нефть тюменская компания не только прочно займет завоеванное 4-е место в национальном рейтинге (в 2004 г. было 5-е), но вполне может подняться и до третьей ступеньки.

Плюс телефон

На заре эпохи сотовой связи в России операторы сами продавали телефоны и неплохо зарабатывали. Трубка стоила в те времена около $5000. Но к концу 1990-х операторы сосредоточились на продаже контрактов, а торговать телефонами перепоручили другим компаниям. Но теперь, когда рост сотового рынка ощутимо замедлился, операторы вспоминают о прежнем бизнесе. Недавно “ВымпелКом” запустил тарифный план “Интуиция”, ориентированный на прекрасную половину человечества и включающий в себя, помимо контракта с SIM-картой, еще и специальный “женский” телефон – Samsung E530. Модели, предназначенные для “Билайна”, имеют черный цвет и спецменю – например, нажав всего одну кнопку, можно попасть на сайты распродаж. Правда, продавать эти телефоны сам “ВымпелКом” не берется: от оператора дилеры получают лишь SIM-карты, а трубки – от Samsung. МТС пытается заниматься телефонным бизнесом с 2004 г. – тогда зеленоградский “Ситроникс” начал выпускать телефоны под брэндом оператора. Правда, большим успехом эти модели не пользуются. А в сентябре МТС запустила сервис i-mode, доступный лишь на ограниченном круге моделей. Об успешности предложений “контракт плюс телефон” судить рано, но эксперта Mobile Research Group Эльдара Муртазина, например, удивляет, что “ВымпелКом” не закупает телефоны Samsung сам. Это чревато неразберихой: где-то будут контракты, но не окажется телефонов, а где-то – наоборот, опасается он. Может быть, поэтому третий участник “большой тройки” – “МегаФон” пока не спешит включать телефоны в состав предложений для абонентов. В самой компании это объясняют желанием предоставить абоненту “максимальную свободу выбора”.