Кто больше вложил


Оригинальные условия доступа нерезидентов к отечественному шельфу предложил министр природных ресурсов Юрий Трутнев. По его словам, если применить для разработки шельфа стандартные правила аукционов, у отечественных компаний просто не будет шансов, поскольку инвестиционный портфель западных компаний в десятки раз больше. Поэтому Трутнев предложил отбирать инвесторов в два этапа. На первом иностранцев будут сравнивать по объему инвестиций и добычи в России. На втором – по инвестициям в геологоразведку и своевременности ввода месторождений в эксплуатацию. При этом иностранцам придется создать совместное предприятие с российской компанией, которой будет принадлежать больше 50% акций.

Руководитель департамента МПР Сергей Федоров говорит, что для нефтяных месторождений на суше, запасы которых меньше 150 млн т, ограничений для иностранцев вообще не предполагается. В правительство предложения МПР будут внесены в ноябре – как часть плана мероприятий по интенсификации разработки шельфа.

Чиновник администрации президента согласен с предложениями Трутнева. Нельзя допустить перекоса, передав контроль над месторождениями иностранцам, сказал он “Ведомостям”. Гендиректор “Арктикшельфнефтегаза” Борис Кутычкин тоже считает такой подход правильным. Его предприятие завершает оценку запасов Медынско-Варандейского участка, на освоение которого требуется порядка $1,5 млрд. Зато иностранных инвесторов предложения Трутнева приводят в недоумение. Сергей Мингареев из французской Total отказался от комментариев “до ознакомления с официальными материалами”. Представитель норвежской Statoil Александр Левшов сказал, что его компания заинтересована в шельфовых проектах в России, но конкретные решения будут зависеть от привлекательности и конкурентности условий в сравнении с мировыми шельфовыми проектами. Statoil, по его словам, добывает нефть в Мексиканском заливе, на шельфе Бразилии, Анголы, Азербайджана. В последнем случае доля Национальной нефтяной компании на месторождениях Азери – Чираг – Гюнешли меньше 50%. Председатель концерна Shell-Russia Джон Барри говорит, что с российской компанией “Эвихон” по Салымскому месторождению они работают на паритетных началах и контрольного пакета нет ни у кого.

Позиция Минприроды по отношению к иностранным инвесторам ужесточается, констатирует аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Ранее Трутнев заявлял, что шельф – арена международного сотрудничества, и это воспринималось как разрешение иностранцам иметь контрольный пакет, напоминает Нестеров. Чиновники МПР говорили также, что стратегических месторождений будет 5–7, но на шельфе “десятки крупнейших месторождений”, напоминает аналитик. Тем не менее Нестеров уверен, что иностранцы с удовольствием пойдут на российский шельф – все-таки это крупнейшая ресурсная база в мире. А президент Института энергетической политики Владимир Милов называет требования чиновников “странными и бессмысленными”. “Те компании, которые уже вложили деньги в Россию, можно пересчитать по пальцам [ConocoPhillips, ExxonMobil, Shell, Total и BP]. Зачем же автоматически отсекать остальных?” – недоумевает эксперт.