Запрос на 40 млрд руб.


“Это всего лишь страшилки”, – парирует чиновник Минфина. А эксперты полагают, что центр в любом случае не откажется от своего решения. “Отслеживание региональных денежных потоков – серьезный рычаг давления на регионы, дополняющий политическую вертикаль”, – замечает экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

Сейчас дотационные регионы исполняют свои бюджеты через Федеральное казначейство, а те, кто не получает из центра дотаций (в 2005 г. – 21 регион), могут работать через собственные казначейства и держать деньги на счетах в коммерческих банках. Но с 1 января 2006 г. благополучные территории лишатся этого права. В этот день вступит в силу поправка в Бюджетный кодекс, по которой исполнять бюджет через собственное казначейство можно будет только с разрешения Минфина. А те, кто этого разрешения не получит, должны будут перевести бюджеты в Федеральное казначейство, которое держит счета в Центральном банке.

Юрий Лужков счел, что это положение закона противоречит Конституции, поскольку оно ограничивает право регионов самостоятельно распоряжаться собственностью и ставит их “в зависимость от деятельности федерального финансового органа, который не может контролироваться субъектом РФ и эффективность работы которого не зависит от субъекта РФ”. С Лужковым согласна и начальник юридического отдела Института экономики переходного периода Анна Золотарева. “Принятые год назад поправки никакой конституционной основы не имеют”, – говорит эксперт. Так же, кстати, думали и депутаты – но закон все равно приняли. На неконституционность его положений указали в своих отзывах сразу два думских комитета – по местному самоуправлению и по делам Федерации и региональной политике. А бюджетный комитет, возглавлявшийся год назад нынешним вице-премьером Александром Жуковым, указал, что принудительное кассовое обслуживание регионов в ФК потребует “значительных финансовых ресурсов” федерального бюджета и ЦБ.

Впрочем, теперь глава комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый думает иначе. Вчера он заявил “Ведомостям”, что казначейское обслуживание поможет добиться прозрачности бюджетов регионов и муниципалитетов. Но, по мнению Золотаревой, прозрачности можно добиться и за счет введения единых стандартов, по которым должны работать региональные казначейства. Зато перевод всех средств в ФК, по мнению московского правительства, приведет к полному беспорядку. Деньги будут дольше идти к бюджетополучателям, информация о доходах – поступать в мэрию с опозданием, а бюджетные деньги, “происхождение” которых федеральные казначеи не сумеют определить, и вовсе перейдут в доход Федерации, говорится в жалобе мэрии в КС.

Но изложенная Лужковым проблема волнует не только столичную мэрию. В сентябре президент ассоциации банков “Россия” Александр Мурычев (в нее входят в основном региональные банки) написал письмо премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой отсрочить передачу бюджетных денег федеральному казначейству. Иначе из банков будут выведены “значительные средства”, а их конкурентоспособность “будет подорвана”. Судя по данным Banks-rate.ru, особенно неприятна эта мера должна быть для Ханты-Мансийского банка – бюджетные счета составляют больше половины его пассивов. На 1 сентября у ХМБ было 49,6 млрд бюджетных средств (55,4% суммарных обязательств), а у Енисейского объединенного банка – 1,7 млрд руб. (41% обязательств). У Банка Москвы бюджетных денег было 8,1 млрд руб., но это всего лишь 3,5% его обязательств. По словам финдиректора Банка Москвы Юрия Максютова, сейчас столичный бюджет размещает в банке только временно свободные остатки средств (в среднем за год это 30–40 млрд руб).