IT-компании занялись кредитной историей


Вчера заработал неформальный клуб кредиторов, в который вошли дистрибуторы «Ланит», Marvel, OLDI, OCS, Rosco, RRC, RSI и Verysell. В его рамках партнер одного из его участников сможет попросить кредитную рекомендацию, если он захочет получить или расширить кредит у одного из членов клуба. Как рассказал «Ведомостям» гендиректор RRC по России Алексей Панков, в последние годы российский IT-рынок развивается бурно и многие продавцы компьютерной техники пользуются товарными кредитами дистрибуторов, или, точнее, отсрочкой платежа до перепродажи товара. По его словам, сейчас появляются недобросовестные фирмы, которые сознательно набирают технику в долг и не возвращают за нее деньги – а дистрибуторам проще бороться с такими компаниями сообща. Вместе дистрибуторы могут эффективнее воздействовать и на компании, срывающие сроки выплат неумышленно. А обмен информацией между дистрибуторами о надежных плательщиках поможет развивать бизнес партнеров, считает Панков.

Сейчас многие компании расширяют бизнес и начинают работать с новыми дистрибуторами, признает директор по маркетингу OCS Роксана Янборисова. “Им очень тяжело прийти к новому партнеру “с улицы” и попросить товарный кредит, – пояснила она, – а теперь они смогут представить рекомендации других дистрибуторов”. По ее словам, объединение дистрибуторов в клуб носит неформальный характер.

По словам участников рынка, над созданием альтернативного клуба сейчас работает дистрибутор Elco Technology. Связаться с представителями Elco “Ведомостям” не удалось. Координатор создания клуба Олег Репников в августе разослал участникам рынка письмо, предлагающее участникам клуба обмен информацией лишь о ненадежных дебиторах.

По оценкам участников рынка, на безнадежных кредитах дистрибуторы теряют незначительные суммы. Один из дистрибуторов говорит, что его потери составляют около 0,02% оборота. По оценке аналитической компании IDC, объем российского рынка персональных компьютеров составил $1,09 млрд во II квартале. “На плохие кредиты приходится микроскопическая доля оборота, – говорит президент дистрибутора “Дилайн” (входит в группу IBS) Сергей Эскин, – мы в прогноз убытков закладываем доли процента, и на самом деле они всегда оказываются ниже прогнозов”. Однако он считает идею создания клуба кредиторов полезной. Но заниматься ею должны профессиональные кредитные бюро, у которых не будет конфликта интересов и желания использовать полученную информацию не по назначению, предупреждает Эскин. По его словам, “Дилайну” не предлагали вступить ни в один клуб кредиторов.

А Merlion рассматривает возможность вступить в клуб кредиторов, но готов обмениваться информацией лишь о неплательщиках, говорит руководитель PR-службы компании Ирина Шеховцова. “Надежные плательщики – это золотой фонд каждого дистрибутора, ими делиться никто не будет”, – предупреждает она.

Некоторые партнеры дистрибуторов сами заинтересовались участием в клубах кредиторов. Гендиректор компании – сборщика ПК K-Systems Эдуард Воронецкий говорит, что уже обсуждал инициативу и с Elco, и с участниками клуба кредиторов. По его словам, K-Systems сама предоставляет товарные кредиты продавцам техники из регионов и иногда сталкивается с недобросовестными партнерами. По его оценке, неплательщики составляют 2–5% от числа участников рынка. Такой клуб должен быть один, считает Алексей Кудрявцев, президент Kraftway, другого сборщика ПК. Скептически к затее дистрибуторов относится Владимир Шаров, вице-президент “Формозы” (собирает ПК и владеет розничными магазинами). “Такие инициативы возникают на компьютерном рынке регулярно, – вспоминает он, – но они не приводят к реальным результатам, а имеют лишь шумовой эффект”.