Проза жизни


Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) традиционно собирается раз в год. На нем инвесторы обсуждают с правительством проблемы госрегулирования. Вчера представитель Procter & Gamble Ирина Карташова рассказала чиновникам об “абсурдной ситуации”, в которую попали производители аэрозольной продукции и холодильников. Сейчас им приходится получать разрешение Ростехнадзора на каждую импортируемую партию. Инвесторы предложили устранить этот “избыточный барьер” и довольствоваться декларацией импортера о том, что в его продукции нет озоноразрушающих веществ. Чиновники согласились с таким подходом: импортеры будут подавать декларацию, а Ростехнадзор – следить за их честностью и наказывать нарушителей, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров.

Партнер Ernst & Young Александра Лобова поделилась с чиновниками другой проблемой: сейчас гендиректор и главбух крупной компании могут сесть в тюрьму из-за “технической ошибки”. Дело в том, что налоговые органы передают МВД сведения о налоговом правонарушении на сумму свыше 1,5 млн руб. (или 10% подлежащих уплате налогов). А милиция автоматически возбуждает уголовное дело против руководителя, говорит Лобова. Член правления “Дойче Банк” Светлана Федоренко предлагает установить эту планку не в рублях, а в процентах от выручки компании. Как раз такие поправки в статью 198 Уголовного кодекса готовит сейчас правительство, ответил на это замминистра финансов Сергей Шаталов. Но предупредил, что итоговые цифры могут и не порадовать налогоплательщиков.

Другие обещания были менее конкретны. Председатель “Райффайзенбанка” Мишель Перирэн попросил разрешить работодателям вычитать из налогооблагаемой прибыли добровольные пенсионные взносы, отменить уплату соцналога с этих взносов “на входе” и не брать подоходный налог с инвестиционного дохода будущих пенсионеров. Директор департамента Минэкономразвития Татьяна Попова заметила лишь, что эти вопросы “обсуждаются”. Ранее Минфин отвечал категорическим отказом на аналогичные инициативы российских НПФ.

Главный бухгалтер “Рено” Ольга Каненкова пожаловалась, что компании приходится держать в штате четырех дополнительных сотрудников, занятых только ксерокопированием документов для налоговиков. “В компанию одновременно приходят выездная проверка и 40 требований о предоставлении документов в рамках камеральных проверок”, – рассказала она. По словам Лобовой, копии контрактов приходится предоставлять налоговикам ежемесячно – с каждой декларацией по НДС и налогу на прибыль. Шаталов ответил, что требования инспекторов должны быть обоснованными, и пообещал, что поправки в первую часть НК избавят компании от повторной сдачи документов.

Экспортируя из России товар, произведенный из импортного сырья в таможенном режиме переработки, инвесторы не могут платить НДС по нулевой ставке, говорит менеджер по налогам P&G Андрей Башкиров. Получается, что с точки зрения российского законодательства, у агента, переработавшего товар по заказу иностранца, нет возможности вернуть НДС, подтверждает Татьяна Матвеичева, старший менеджер ФБК по налогам. Проблема в том, что по Таможенному кодексу экспортом считается только реализация товаров, находившихся в России в свободном обращении. Шаталов признал проблему, но заметил, что “вопрос отложен из-за политических разногласий по толлингу”.