Впереди Европы всей


В этом году Россия станет крупнейшим рынком Европы по числу проданных сотовых телефонов – такой прогноз делает международная аналитическая компания GfK в отчете, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. В 2004 г. Россия уступила Великобритании и Германии. Но в этом году и германский, и британский рынки растут вяло и у России есть все шансы стать лидером, говорит аналитик IDC Саймон Бейкер. Например, в Германии, где в 2004 г. продажи трубок выросли более чем на 19%, в этом году рост, по оценке GfK, не превысит 10%.

На нашем рынке рост тоже замедляется – с 60% в прошлом году до 23% в этом: в 2005 г. в России будет продано около 32 млн трубок, полагает Бейкер. “Мы прогнозировали на этот год продажи 34 млн трубок, но после проблем с их ввозом мы снизили прогноз до 31,5 млн аппаратов”, – рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. В августе МВД задержало несколько крупных партий контрабандных телефонов, что вызвало временный дефицит, а дистрибуторы перешли на белые схемы ввоза. В результате телефоны подорожали в среднем на 25–30%.

Но это не испортило общую картину. Российский рынок по-прежнему растет быстрее остальных в Европе, констатирует Бейкер. “Некоторая стагнация в августе лишь увеличила отложенный спрос”, – считает коммерческий директор группы компаний “Связной” Сергей Румянцев. По его мнению, в этом году дилеры продадут около 35 млн трубок.

Лидерство России обеспечат два фактора, полагают эксперты. Во-первых, это растущий рынок, которому еще далеко до насыщения. ACM-Consulting оценивает уровень проникновения сотовой связи в России в 77%. Но на деле телефоны есть лишь у 40% россиян, убеждена руководитель отдела по работе со СМИ “Евросети” Татьяна Гуляева. Реальное проникновение только приближается к 50%, согласен партнер дистрибуторской компании Divizion Павел Караулов. К тому же россияне меняют телефоны гораздо чаще европейцев – каждые 16–18 месяцев, добавляет Караулов. По оценке Гуляевой, примерно три из пяти телефонов покупаются вместо старых аппаратов, а Муртазин полагает, что четыре.

Производители телефонов подтверждают наблюдения аналитиков. “Россия превратилась для нас в крупнейший европейский рынок”, – заявил “Ведомостям” гендиректор Nokia в странах СНГ Кеннет Джонсон. Обогнала Россия другие европейские страны и по продажам телефонов Samsung. Произошло это еще в прошлом году, отмечает менеджер отдела телекоммуникаций российского подразделения Samsung Дмитрий Кузнецов.

Рассчитывать на то, что с выходом России в европейские лидеры продаж производители телефонов снизят цены для нашей страны, не приходится. “Мы стараемся выдерживать единый ценовой уровень для всех регионов, поскольку каждый рынок для нас по-своему важен”, – объясняет Кузнецов. Тем не менее подход к российскому рынку у компании особый: маркетинговые инициативы для нашей страны прорабатываются особенно тщательно, на продвижение телефонов в России выделены повышенные рекламные бюджеты (их размер не раскрывается), а в следующем году Samsung даже намерена вывести на российский рынок линейку моделей, созданную специально для нашей страны, рассказывает Кузнецов. Интерес к России со стороны высшего руководства отмечают и в российском представительстве Motorola. “Нам выделяют дополнительные бюджеты, прислушиваются к нашим рекомендациям по ценовой политике”, – говорит руководитель представительства Сергей Козлов. “Повышенное внимание выражается во всем – от маркетинговых инициатив до участившихся визитов к нам топ-менеджеров компании”, – соглашается координатор по связям с общественностью Nokia Сергей Сидоров. Комментировать ценовую политику Nokia в России он не стал, пояснив, что компания не продает телефоны в нашей стране напрямую.