Гендиректор Delphi будет получать $1 в год


В России чудеса альтруизма проявляет только гендиректор ГМК “Норильский никель” Михаил Прохоров. Придя в компанию, он назначил себе зарплату, равную минимальному размеру оплаты труда. За несколько лет, проведенных у руля “Норникеля”, его зарплата как минимум удвоилась и сейчас составляет 800 руб. в месяц. Правда, статус совладельца “Норникеля” позволяет Прохорову делать такие широкие жесты. Только за 2004 г. на продаже акций компании и дивидендах Прохоров заработал около $450 млн. (Использованы материалы WSJ, FT.)

Delphi, отделившаяся в 1999 г. от General Motors, практически с самого начала своей самостоятельной деятельности терпела ежегодные убытки. Компанию подкосили высокие расходы на оплату труда рабочих, которые достались ей от бывшей материнской компании. 8 октября Delphi подала заявление о банкротстве и объявила о начале реструктуризации, которая должна закончиться в середине 2007 г.

Ранее гендиректор компании Роберт Миллер заявлял о том, что в рамках реструктуризации будут урезаны на 70% социальные выплаты и зарплаты рабочих заводов Delphi. Теперь же он объявил, что оклады руководителей сократятся на 10–20%. По словам гендиректора, 21 менеджер, в их числе президент и директор по производству компании Родни О’Нил, уже согласились работать за меньшие деньги. Но на самые большие жертвы ради спасения компании готов пойти сам Миллер: начиная с 2006 г. и до конца процесса реструктуризации его годовой оклад будет снижен с нынешних $1,5 млн в год до $1. Кроме того, гендиректор отказался от всех бонусов, выходного пособия и начислений в пенсионный фонд. Правда, Миллер сохранит за собой премию в размере $3 млн, которая была ему выплачена при назначении гендиректором Delphi. Еще в начале октября Миллер заявлял о том, что готов сократить свою зарплату, если такая мера необходима для восстановления нормальной деятельности Delphi. По словам гендиректора, его больше беспокоит то, что из-за уменьшения окладов из компании могут уйти талантливые руководители.

Миллер далеко не первый руководитель крупной компании, согласившийся работать бесплатно. Так, в 1980-х гг. президент Chrysler Ли Якокка на время вывода компании из кризиса тоже назначил себе символическую зарплату в $1 в год. В своей книге “Карьера менеджера” Якокка написал: “Я принял решение о сокращении своего жалованья до одного доллара в год вовсе не для того, чтобы изобразить себя великомучеником. Я сделал это потому, что мне следовало разделить судьбу всех работающих в компании”. В 2003 г. Нью-Йоркская фондовая биржа пригласила Джона Рида, в прошлом председателя совета директоров Citigroup, восстанавливать репутацию биржи после скандала с бывшим гендиректором и председателем совета директоров Ричардом Грассо. Последний назначил себе выплату вознаграждения в размере $187,5 млн. Зарплата Рида составляла $1 в месяц. А гендиректор Cisco Systems Джон Чемберс во время кризиса компании в 2001–2002 гг. назначил себе зарплату в $1 в год до того времени, пока Cisco Systems не вернется к докризисным финансовым показателям. Впрочем, Якокка, Рид и Чемберс не объявляли, отказываются ли они от опционов и бонусов. А совладелец и гендиректор Guess Морис Марсиано в 2004 г. снизил себе зарплату с $900 000 до $34 615 в год, но при этом его годовой бонус был уменьшен с $770 000 до $450 000.