ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Уроки либерализма


Что за напасть такая – премьер за премьером хотят как лучше, а получается все время одно и то же. Фрадков так хотел снизить НДС, а два его министра – Кудрин и Греф – не позволили. В общем, не будет у нас с 2007 г. НДС в размере 13%.

Такая вот история. Простая и короткая история рыночных устремлений премьер-министра РФ М. Е. Фрадкова. Раз уж она не ведет к снижению НДС, надо постараться извлечь из нее хотя бы уроки.

Урок 1. Любопытно все-таки устроена в правительстве система принятия решений. В следующий раз, когда кто-нибудь из западных аналитиков опять напишет о том, что в России любят теории заговоров, будем возмущенно фыркать и про себя взвешивать, кто за очередное предлагаемое решение, кто против. Чьей поддержкой, в том числе и среди подчиненных, сумел заручиться тот, кто что-нибудь предлагает. И только потом уже можно решать, раскатывать губы или нет. Особенно на снижение налогов.

Урок 2. Любопытные все-таки в России представления о либерализме. Премьер, которого никто не подозревал в либерализме, предлагает решительно снизить налоги, а министры с репутацией либералов настойчиво этому сопротивляются. Во всем остальном мире наоборот. Там либералы настаивают на сокращении государственной нагрузки на экономику, сокращении бюджетного спроса, снижении налогов, потому что это стимулирует рост, доходы и частное потребление. Иногда это дает гениальные результаты. США почти 10 лет жили в условиях непрерывного роста, основанного Рейганом именно на этих принципах. А политических дивидендов от механизма роста, который он запустил, хватило и Бушу-старшему, и Клинтону.

Урок 3. Когда речь заходит о снижении налогов, верить в возможность снижения НДС нужно в самую последнюю очередь. С точки зрения здравого смысла и интересов роста российской экономики – именно такой, какая она есть сейчас, – должно быть наоборот. Быстрее НДС снижать можно было бы только ЕСН. Потому что для страны, которая все глубже и глубже вязнет в своей зависимости от очень нестабильных внешних рынков сырья, радикально важны две вещи: рост несырьевого производства с большой долей добавленной стоимости и рост внутреннего спроса. В этом смысле ЕСН мешает инновациям, потому что мозги в эксплуатации оказываются гораздо менее рентабельными, чем руки и ноги. А НДС мешает потреблению, потому что не существует в природе такого производителя, который не постарался бы переложить НДС на конечного потребителя. В итоге его все равно платит тот, кто идет в магазин.

Почему же тогда либералы сопротивляются снижению НДС? Потому что он собирается лучше других налогов. Проще. И никаких затей.

Урок 4. Сколько ни называй премьера техническим, это в любой стране в любых условиях все равно политическая фигура, которая всегда будет реагировать на рейтинги и показатели доверия. Это нормально. Так должно быть. Поэтому намерение премьера снизить НДС объяснимо и естественно. Но настоящего либерала таким популизмом не пронять. Настоящий либерал знает, что это сейчас у казны доходы так велики, что можно и о снижении налогов поговорить. А если через год-два внешняя конъюнктура переменится, чем тогда оплачивать обязательства государства? Особенно социальные, которые растут быстрее цен на нефть?

Настоящий либерал по природе своей не вреден, а прозорлив и дальновиден.