GM сэкономит на моторах


Идея строительства нового завода по производству двигателей и трансмиссий в Тольятти возникла более года назад. Предприятие должно было стать вторым СП GM и “АвтоВАЗа” после “GM-АвтоВАЗ”. Оно должно поставлять современные моторы на “GM-АвтоВАЗ” и на новые модели самого “АвтоВАЗа” взамен нынешних вазовских двигателей, восходящих еще к 80-м гг. прошлого века. Бизнес-план проекта GM представил в июле этого года. Мощность завода определена в 300 000–350 000 двигателей в год, а объем инвестиций – в $400–500 млн. К финансированию проекта американцы предлагали привлечь ЕБРР, который тоже мог стать акционером СП. Но не менее 70% акций СП должно было остаться у “АвтоВАЗа”. В счет этой доли он мог купить оборудование индийского завода по производству коробок передач обанкротившейся Daewoo Motor, а также оплатить деньгами часть оборудования завода по производству двигателей Opel из немецкого города Бохум. Оставшуюся часть немецкого завода в СП мог внести сам GM.

Но проект натолкнулся на сопротивление членов правления “АвтоВАЗа”. Некоторые из них опасались, что из-за поставки моторов с нового СП тольяттинский завод будет вынужден свернуть разработки собственных двигателей. Но главной причиной недовольства было то, что двигатель Opel по бизнес-плану получался слишком дорогим. “Он удорожал машину на $1000, а это выбивает Priora и Kalina из их ценового сегмента”, – пояснил “Ведомостям” один из источников на “АвтоВАЗе”.

А вчера управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун заявил, что его компания недавно сделала партнеру “свое последнее и лучшее предложение” по поводу двигательного завода. Теперь дело за “АвтоВАЗом”, совет директоров которого должен рассмотреть это предложение GM на следующей неделе. Браун не раскрывает его детали. Но сразу два источника, знакомых с предложением GM, рассказали “Ведомостям”, что речи об СП уже не идет. Завод предлагается сделать дочерним предприятием “АвтоВАЗа”, GM и ЕБРР долей в нем не получат, замечает один из собеседников. “GM предоставит технологии и лицензии, а расплачиваться за оборудование будет “АвтоВАЗ”, – отмечает другой источник. Но американцы могут помочь “АвтоВАЗу” в привлечении финансирования для этого проекта. “Это предложение GM очень выгодно “АвтоВАЗу”, и оно позволит уменьшить стоимость двигателя”, – подчеркивает он, отказываясь раскрыть детали. Источник на “АвтоВАЗе” отмечает, что речь может идти о подобии лизинга. “GM найдет банк, который оплатит часть оборудования, за которое “АвтоВАЗ” расплатится по частям с выплатой небольших процентов. Не исключено даже, что финансировать это будет финансовое подразделение самой GM”, – полагает он.

Как относятся к новому предложению GM члены правления и совета директоров “АвтоВАЗа”, пока не ясно. “Переговоры продолжаются”, – заявил представитель “АвтоВАЗа” Александр Громков.

Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов отмечает, что новое предложение GM выгодно обоим партнерам. “Дела GM идут не лучшим образом, он сокращает издержки. Строить завод в России в такой ситуации ему, возможно, не хочется. В то же время “АвтоВАЗу” очень нужен новый двигатель”, – отмечает он. Аналитик банка “Траст” Алексей Демкин считает, что привлечь $400 млн на такой проект “АвтоВАЗ” может и самостоятельно, а стоимость займов для “АвтоВАЗа” с каждым годом дешевеет. Прошлогодний выпуск CLN компания разместила под 11,75% годовых, а сейчас – уже под 8,5%, отмечает он. А аналитик ОФГ Елена Сахнова все же не исключает, что и на этот раз предложение GM будет отклонено. “На двигателе Opel свет клином не сошелся. “АвтоВАЗ” может продолжить разработку собственного двигателя или найти другого партнера”, – отмечает она.