На работу – с чистой совестью


Антон Почернин, инженер компании по продаже дизельных двигателей и дизель-генераторных установок Cummins, каждый день, сидя на работе, смотрит на разноцветный плакат на стене. Под ярким, затейливым рисунком довольно мелким шрифтом написано несколько фраз на английском. Антон знает, что это – лозунги компании, мотивирующие сотрудников на великие свершения. “Честно говоря, они особо меня не мотивируют, – признается он. – Я знаю английский, но у меня нет желания вчитываться в мелкие строчки на плакате. Тем более что в нашем офисе все эти лозунги не на слуху”. Почернин говорит, что до сих пор никому не приходило в голову перевести лозунги на плакате на русский язык. В московском офисе знают только общий девиз компании – “Зажигайте энергию по всему миру!”. Но фраза никого на подвиги не вдохновляет. “Для меня это только яркое пятно на стене. Я смотрю на него и просто отдыхаю душой, – говорит он и добавляет: – Хотелось бы, чтобы у компании были понятные лозунги и мотивирующие плакаты. Это дает возможность почувствовать себя частью корпорации и членом команды. Ради общего дела есть смысл работать”.

Что всему голова

Все больше руководителей компаний, работающих на российском рынке, осознают необходимость создания через лозунги и агитплакаты системы “внутренней пропаганды” для мотивирования сотрудников, считает Юна Скобликова, директор консалтинговой компании Green Street.

“Еще 10 лет назад дело обстояло совсем по-другому, считалось, что лучший мотиватор – деньги, а лозунги и агитки вызывают только отвращение у сотрудников, которые хорошо их помнят по советскому прошлому”, – говорит она. В последние несколько лет пришло понимание того, что сотрудников трудно мотивировать исключительно через материальное поощрение, добавляет она. Люди должны понимать, зачем они работают и что их объединяет. “У компании должна быть цель, которую надо достигнуть. Она формулируется кратко в лозунге или девизе для сотрудников компании”, – говорит Скобликова.

От каждого – по способностям

Парадоксально, но возвращение элементов социалистического агитпропа во многом инспирировали западные компании, в которых такая практика всегда была нормальным элементом корпоративной культуры, считает Роман Пивоваров, психолог-консультант учебного центра “Финансовый дом”. “Через многостраничное изложение миссии компании продерется далеко не каждый. Четкие и краткие формулировки лозунгов – это гораздо более удачный способ не только нужным образом “отформатировать” сотрудника, но и обучить его основам принятой в компании культуры”, – говорит он.

“Наилучшим образом эффект лозунгов проявляется в быстро растущей компании, когда необходимо привить основы корпоративной культуры большому количеству новичков, – считает Пивоваров. – В свою очередь, там, где работает стабильный коллектив, они служат постоянным напоминанием о том, что нужно делать, чтобы достигнуть успеха”.

“Наши корпоративные лозунги разработаны американским офисом по обучению. Они переведены на все языки и распространяются среди персонала Marriott по всему миру”, – рассказала Виктория Котлярова, менеджер по обучению персонала отеля Marriott Royal Aurora.

Каждый день в гостинице начинается с 15-минутного собрания, на котором провозглашается “лозунг дня”. Никакой самодеятельности нет: его выбирают из 20 заранее утвержденных вариантов, собранных в небольшую книжку, носить которую должен каждый сотрудник. Звучат лозунги так: “Я радушно встречаю каждого клиента”, “Я умею работать в команде”, “Я всегда соблюдаю правила техники безопасности”.

Каждому – по потребностям

Лозунги могут быть не только общекорпоративными, но и специальными, для каждого подразделения. “Призыв “Клиент всегда прав” ничего не скажет сотруднику, в должностные обязанности которого работа с конечным клиентом не входит. Поэтому очень эффективна практика, когда создаются специальные лозунги для каждого подразделения – чтобы каждый понимал свою конечную цель”, – считает Скобликова.

Так поступили в сети продовольственных магазинов “Пятерочка”.

“У каждой службы компании есть свой девиз, который формулирует цель ее сотрудника”, – рассказывал Олег Высоцкий, главный исполнительный директор компании. Например, у службы закупщиков лозунг “Нет предела низким ценам!”, у дирекции эксплуатации бытовой сети – “Выжмем все с квадратного метра!”, у ревизорской службы – “Ни копейки мимо кассы!”.

“Большая сетевая компания работает по принципу конвейера. Есть четкие стандарты работы и четкие функции у каждого сотрудника. Все это формулируется в четких лозунгах. Если формулировать стандарты работы более расплывчато, то начнутся разные трактовки. А это повлечет сбой в работе”, – говорит Высоцкий.

Четче шаг

Лозунг должен быть кратким, четким и побуждать к конкретному действию, говорит Скобликова. По ее мнению, всем этим параметрам идеально соответствует фраза “Родина-мать зовет!”. “Надо помнить, что лозунг – лишь последний штрих к системе мотивации персонала. Если человек не верит компании, то на него никакие лозунги не подействуют, а реакция будет обратной ожидаемой”, – говорит она.

“Правильный лозунг должен быть не больше двух-трех несложных слов. В нем не должно быть шипящих звуков”, – советует Мария Чернавина, член правления инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group. – У нас все четко: “Просто иди и сделай”. Это – конкретный инструмент мотивации, потому что он побуждает к действию, мол, не надо объяснять, почему работа не может быть выполнена, надо ее делать. Только так можно преуспеть”, – объясняет она.

Как правило, разработку лозунгов доверяют HR-отделам или службам внутреннего PR. “Однако главная идея должна идти от руководства”, – считает Скобликова. Главная задача человека, которому доверили разработку такого рода инструментов мотивации, – придумать, как транслировать эту идею среднему и низшему составу, добавляет Роман Пивоваров. “Я видел много-много случаев, когда мысли, облеченные в недоступную форму, не приживались среди среднего и нижнего звена, начинали вызывать насмешки и оказывались неэффективными”, – говорит он. В качестве примера он привел лозунг, висевший в одной крупной оптово-закупочной компании: “Наша цель – повысить оборачиваемость средств, чтобы товар не лежал на складе”. “Что имелось в виду, мог понять только автор лозунга, генеральный директор, недавно получивший МВА. А сотрудники над лозунгом откровенно издевались”, – говорит Пивоваров.

Но даже если лозунг не приживается, а сотрудники над ним иронизируют, это все равно работает на сплочение коллектива, пускай и от противного, считает Елена Бокшицкая, руководитель службы по работе с персоналом и организационному развитию московского региона “ВымпелКома”. “Наши плакаты в любом случае пробуждают творческую энергию в людях. Пусть люди шутят и острят, это лишь означает, что лозунги не остались незамеченными и, в конечном итоге, достигли своей цели”, – говорит она.