С кем поделится “Газпром”

”Газпром” собирается экспортировать газ в Италию извилистыми путями/ С. Петров

Как признался “Ведомостям” менеджер “Газпрома”, Ментасти не единственный партнер монополии в этой сделке. По его словам, структуры Ментасти контролируют 33% Central Italian Gas Holding, а еще 27% – у немецкой “дочки” “Газэкспорта” – ZMB. Остальные 40% принадлежат одной из структур австрийской Centrex Group. Эта фирма была создана зимой 2003 г. австрийской “дочкой” Газпромбанка – I.D.F. Аnlagegesellschast (80%) и инвестфондом R.N. Privatschtiftung (20%). Одним из бенефициаров последнего, по словам менеджера, является владелец трейдера Jurimex Роберт Новиковский. В российском офисе Jurimex с “Ведомостями” отказались обсуждать эту тему. Но эту информацию “Ведомостям” подтвердил один из бывших менеджеров группы “Газпром”.

Летом “Газпром” объявил, что с 2006 г. будет сам продавать газ на розничном рынке Италии. В мае монополия заключила с ENI контракт, по которому итальянский концерн уступал “Газпрому” права на поставку на розничный рынок Италии 2 млрд куб. м газа в год до 2027 г. Эта сделка могла бы стать крупной удачей в экспортной политике “Газпрома”, ведь нигде в Западной Европе монополия не может продавать газ конечным потребителям, минуя своих европейских партнеров.

По контракту предполагалось, что розничным продавцом в Италии выступит фирма Central Italian Gas Holding. Именно ей ENI передаст права на транспортировку газа по Трансавстрийскому газопроводу от словацко-австрийской до итальянской границы. Учредителей Central Italian Gas Holding “Газпром” никогда не раскрывал.

Это сделали итальянские парламентарии. На прошлой неделе депутаты Энрико Летта и Пьерлуиджи Берсани потребовали провести расследование сделки ENI и “Газпрома”, сообщило в понедельник агентство Bloomberg. Депутатов насторожило, что один из учредителей Central Italian Gas Holding – итальянский бизнесмен Бруно Ментасти Гранелли, экс-президент компании по производству минеральной воды San Pellegrino.

Депутаты называют сделку “Газпрома” с ENI “злоупотреблением служебным положением премьер-министра Сильвио Берлускони”, так как Ментасти был его партнером по телевизионному бизнесу. Но сам Ментасти в интервью итальянской газете Il Sole 24 Ore опроверг, что он – подставная фигура, а у Берлускони есть “прямой или косвенный экономический интерес” в сделке с “Газпромом”.

Связаться с Ментасти “Ведомостям” вчера не удалось, а запрос, отправленный вчера в итальянский парламент, остался без ответа.

Новиковский – давний партнер руководителя Газпромбанка Андрея Акимова, продолжает собеседник “Ведомостей”, напоминая, что руководитель “дочки” “Газпрома” много лет проработал в Австрии. По данным белорусских СМИ, подконтрольная Новиковскому австрийская Jurimex Commerz Transit с 1991 г. была крупнейшим дилером по поставкам нефти на белорусские НПЗ (20% того рынка). Jurimex закупала нефть у российских компаний, в частности “Суругутнефтегаза”, отправляла на переработку на “Нафтан”, писал в 1999 г. журнал “Нефтегазовая вертикаль”. Так Новиковский познакомился с Акимовым, тогда управляющим директором австрийской финансовой компании IMAG, закупавшей нефть и нефтепродукты в России, признается менеджер “Газпрома”. Содиректором IMAG был нынешний зампред правления по экспорту “Газпрома” Александр Медведев.

Непонятно, почему для поставок газа в Италию “Газпром” обращается к австрийским и итальянским бизнесменам, недоумевает Дмитрий Лукашов из “Атона”. Ведь с партнерами придется делиться заметной частью выручки. По отчету Евростата, на январь 2005 г. средняя цена на газ на розничном рынке Италии составляла $468 за 1000 куб. м газа, а на границе “Газэкспорт” продает ENI газ по цене $180–200 за 1000 куб. м газа. Таким образом, подсчитал Лукашов, доходы партнеров “Газпрома” от этой сделки при нынешних мировых ценах на газ составят $200–250 млн в год, из которых на австрийских партнеров придется не менее $40 млн. Не уверен, что “Газпрому” это будет выгодно, заключает эксперт. А Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” не помнит, чтобы ранее для поставок газа потребителям Западной Европы “Газпром” использовал частных бизнесменов. Как правило, его партнерами были крупные компании, как Wintershall или Gas de France.

Менеджер “Газпрома” не видит в этом ничего удивительного. “Бруно Ментасти – независимый финансист, у него хорошие связи с крупными итальянскими предприятиями. А Новиковский – давний партнер руководства Газпромбанка, имеет большой опыт работы в нефтегазовой отрасли”, – говорит он. Ментасти, продолжает он, предложил “Газпрому” партнерство на выгодных условиях. От официальных комментариев в “Газпроме” и Газпромбанке отказались. Связаться с Новиковским не удалось.

А сделка между “Газпромом” и ENI теперь может не состояться, ведь ей воспротивились итальянские власти. Вчера руководитель антимонопольного ведомства Италии, которое должно одобрить сделку, Антонио Катрикала заявил Bloomberg, что она “не способствует развитию конкуренции [на итальянском рынке]”.