Вторая жизнь “Техмаркета”


В августе этого года “Евросеть” объявила о покупке 157 торговых точек и торговой марки одного из старейших российских сотовых дилеров – “Техмаркета”. “Евросеть” заявила, что не намерена развивать брэнд “Техмаркета”. “Нас интересуют в первую очередь салоны “Техмаркета”, многие из которых расположены в удачных местах”, – сказал тогда председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин. По его словам, две трети салонов “Техмаркета” сменят вывеску на “Евросеть”, а оставшиеся будут закрыты.

Однако спустя два месяца оказалось, что “Евросеть” все-таки решила сохранить брэнд “Техмаркет”. Вчера “Евросеть” объявила, что в январе следующего года начнет предоставлять франшизы под торговой маркой “Техмаркета” в регионах и странах СНГ.

По словам руководителя отдела по связям с общественностью “Евросети” Татьяны Гуляевой, ее компания решила не запускать франшизный проект под своей торговой маркой, так как это привело бы к размыванию брэнда. “Мы работаем в формате дискаунтера, а новые салоны “Техмаркета” будут ориентированы на покупателей с доходами чуть выше среднего, иметь расширенный ассортимент и дисконтную систему”, – объясняет Гуляева. При этом, по словам Гуляевой, “Евросеть” намерена в ближайшее время изменить и логотип “Техмаркета”, и его цветовое оформление.

В “Евросети” утверждают, что от тех, кто захочет стать франчайзи “Техмаркета”, будет требоваться только одна вещь – переоборудовать свой салон в фирменном стиле “Техмаркета”. Первые полгода после запуска “Евросеть” будет брать с франчайзи чисто условное роялти – 1 евро. Потом, по словам Гуляевой, отчисления в пользу франчайзера будут составлять несколько евро с квадратного метра. В свою очередь, “Евросеть” будет предоставлять своему партнеру 100%-ный товарный кредит, маркетинговую поддержку и услуги по доставке товара до магазина.

В “Евросети” рассчитывают, что к концу 2006 г. под брэндом “Техмаркет” будет работать порядка 1000 салонов, занимающих около 10% рынка. При этом, по словам Гуляевой, не исключено, что “Евросеть” будет не только продавать франшизу “Техмаркета”, но и сама открывать магазины под этим брэндом.

“Это хороший ход в качестве противовеса действиям Divizion, Dixis и “Цифрограда”, которые активно развивают свои франчайзинговые программы”, – считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, цель “1000 салонов через год”, намеченная “Евросетью”, вполне достижима.

Конкуренты к новому проекту “Евросети” отнеслись достаточно скептически. “Непонятно, почему компания решила реанимировать брэнд “Техмаркет”, – недоумевает пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков. По его мнению, у возможных партнеров-франчайзи могут возникнуть негативные ассоциации с брэндом “Техмаркет” как с компанией, которая не смогла справиться с финансовыми проблемами. “Предложение работать под брэндом обанкротившейся компании вряд ли будет способствовать успеху программы”, – соглашается руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. К тому же, считает Москалева, поскольку “Евросеть” работает уже практически в каждом регионе, потенциальные франчайзи будут прямыми конкурентами франчайзера. “В процессе развития данного проекта могут возникать постоянные конфликты интересов между собственными салонами “Евросети” и франчайзи “Техмаркета”, например при распределении ограниченных партий товара и рекламных ресурсов”, – замечает гендиректор “Цифрограда” Владимир Пляко.

Другие франчайзеры считают условия франшизы “Евросети” не слишком привлекательными для региональных компаний. “Им придется достаточно много отчислять “Евросети”, – считает Манджиков. “Подобный метод расчета роялти может привлечь только партнеров, площадь торговых помещений которых стремится к нулю, а привлечение высокодоходных покупателей невозможно без наличия просторных магазинов – около 30–40 кв. м”, – замечает Москалева.

По словам Манджикова, если же франчайзинговый проект “Евросети” все-таки станет успешным, то компания вырастет до таких размеров, когда сможет диктовать условия производителям. “Такая ситуация может вызвать интерес у антимонопольной службы”, – считает Манджиков.