ОРИЕНТИРЫ: Эксперимент на МКАД


Попроекту на внешней стороне кольцевой дороги через несколько лет должен быть построен комплекс из 13 офисных зданий общей площадью 130 000 кв. м. Каждое из зданий площадью от 3000 до 12 000 кв. м рассчитано на отдельную компанию. Кроме офисов в бизнес-парке будут отель, апартаменты, фитнес-центр, отделения банков и прочие заведения, позволяющие деловому человеку оптимизировать свой трудовой график. Риэлторы сразу же присвоили проекту статус экспериментального, поскольку пока в районе МКАД нет ни одного крупного бизнес-центра. Есть только один мелкий, и тот неудачный. Это бизнес-центр “Кантри-Парк” в Химках, в полукилометре от МКАД. В феврале 2004 г. его построила коммуникационная компания Race-Сommunications. Арендаторов для высококлассного офисного здания, в котором арендуемая площадь всего-то 16 000 кв. м, собственники ищут до сих пор, и 200 кв. м остаются незанятыми. А тут больше 100 000 кв. м!

Однако Coalco и МКЦ неудачный опыт коллег не смутил. В общем-то их мотивы понятны. Строить в Москве долго и дорого. Надо либо выводить промзону, либо сносить пятиэтажки и уже на освободившемся месте возводить офисы. В Подмосковье же еще есть свободные участки, так что строить можно без обременений, да и земля дешевле. Только вот арендаторов мотивы инвесторов волнуют не сильно. Для них куда как важнее собственный комфорт, поэтому даже пределы Третьего транспортного кольца в представлении большинства крупных компаний – выселки, а уж ехать в офис за МКАД они и впрямь не захотят. Экономия на аренде, пожалуй, единственный аргумент, который может заставить фирму со штатом в 600–800 человек переместиться в Подмосковье, пусть и вплотную примыкающее к столице. И экономия эта должна быть как минимум на 30–50%. Наверное, это соблазнительно – платить за офис класса А не $1000 за 1 кв. м в год, а всего лишь $350.

С другой стороны, в Америке и других развитых западных странах офисы на окраинах мегаполисов уже в порядке вещей. Разница только в том, что там сотрудники почти поголовно передвигаются по городу на машинах, а не ездят на работу сначала на автобусе, а потом на метро с двумя пересадками. “Наш человек”, живущий где-нибудь в Выхине, выбор между увольнением и перспективой ежедневно ездить куда-то в район Химок сделает быстро. Так что треть персонала экономные арендаторы потеряют вмиг.