ВДАЛИ: Фишки вместо томагавков


Однако совет старейшин рассудил по-своему: они решили, что станут строить ультрасовременный отель, в котором будет останавливаться – и играть – молодежь из Лос-Анджелеса. Та самая, которая обычно устремляется за подобными развлечениями в Лас-Вегас.

В результате в окрестностях Палм-Спрингс, излюбленного места отдыха голливудской публики, появились новенькие отель и казино Morongo, внешностью и интерьерами сильно напоминающие ночные клубы на знаменитой Sunset Strip в Лос-Анджелесе. В ресторане под названием Belly (в переводе на русский это слово имеет целую гамму значений от “животика” до “утробы”) подают крудо (итальянская версия сашими), а в магазине подарков Stuff (иными словами – “Всякая всячина”) торгуют обтягивающими ультрамодными майками от House of Bimbo.

Единственное, чего здесь не хватает, – это индейского колорита и стиля кантри. В Калифорнии в этой стилистике выдержано большинство из 50 с лишним подобных заведений, которыми, как и Morongo Casino, управляют коренные обитатели Америки. Правда, прочие индейские казино ориентированы главным образом на местных любителей азартных игр – представителей старшего и среднего поколения. Так что если руководство индейского казино Barona Valley Ranch Indian в Сан-Диего, штат Калифорния, приглашает на должность своего PR-менеджера поседевшего исполнителя кантри Кенни Роджерса, то лицом казино Morongo на торжественной церемонии открытия этих отеля и казино в декабре 2004 г. стала популярная афроамериканская поп-группа Destiny’s Child.

Morongo проводит чрезвычайно агрессивную политику, чтобы привлечь к себе хотя бы часть обитателей Лос-Анджелеса, среди которых в последнее время стало особенно модно проводить уик-энд в Лас-Вегасе. Благодаря новой моде доходы казино в столице игорного бизнеса США устремились к новым высотам. Моронго решили поспособствовать более равномерному распределению доходов. “Как и в любом бизнесе, начинать следует с молодежи”, – рассказывает Морис Лайонс, 55-летний председатель совета старейшин племени моронго. Сам он рос в резервации, в домах с земляным полом, где щели в окнах затыкали газетами. “Как только они войдут в наше казино, у них возникнет ощущение, что они уже в Лас-Вегасе, – продолжает он. – С этого момента к нам пойдут деньги”.

Пока не очень ясно, работает ли эта стратегия, – племя не раскрывает финансовых показателей. Тем не менее Лайонс утверждает, что в первые же недели после открытия казино было буквально забито посетителями. Правда, Майкл Мортон, совладелец N9NE Group – частной компании, управляющей дорогими ночными клубами и ресторанами в Лас-Вегасе и Чикаго, а заодно и в Morongo, рассказывает, что пока результаты не оправдывают надежд. Впрочем, добавляет Мортон, чтобы о новом казино узнали, требуется время.

Казино Morongo находится на территории резервации племени площадью около 14 000 га в 2 часах езды от Лос-Анджелеса. Для сравнения: путь от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса, если проделывать его на автомобиле, занимает от 4 до 5 часов в зависимости от плотности движения. Кроме того, старейшины племени моронго, насчитывающего всего 1100 человек, надеются, что новый проект в немалой степени выиграет от растущей популярности Палм-Спрингс. Этот город давно является одним из излюбленных мест отдыха обитателей Голливуда. Другим фактором успеха они считают и расположение нового казино – в приятной близости от дорогого торгового центра, где торгуют такие фирмы, как Zegna, Versace и Escada.

Ультрасовременный дизайн – еще один фактор, который выделяет отель и казино Morongo из большого числа подобных заведений, которыми управляют индейские племена. Рынок индейских казино и отелей растет в Калифорнии гораздо стремительнее, чем в прочих американских штатах. Однако большинство из них активно эксплуатирует индейские мотивы. Скажем, в казино Foxwoods, которое располагается в г. Машантукет, штат Коннектикут, и которым владеет племя пеко, клуб его верных клиентов называется Wampum Rewards.

В прошлом году в Калифорнии индейское племя Bishop Paiute задумалось о расширении своего игорного бизнеса, некоторые вожди настаивали на строительстве тематического индейского курорта. “Мы должны использовать каждую возможность, чтобы пропагандировать культуру коренных американцев, – говорил на обсуждении в совете старейшин Пол Чавес, бывший чиновник администрации племени. – Только так мы сможем сохранить нашу культуру”. Дебаты ни к чему не привели, и решение до сих пор не принято.

По словам Лайонcа, многие из моронго тоже хотели использовать в проекте индейские мотивы, но ему удалось отговорить их от этой затеи. “Я объяснил им, что это коммерческий проект, который создается для того, чтобы племя получило деньги”, – рассказывает он.

Племя моронго представляет собой группу небольших семейных кланов, которые живут в этой резервации с 1876 г., а с 1983 г., когда моронго открыли первый холл “Бинго”, активно занимаются игорным бизнесом. Кроме того, это племя известно и тем, что на протяжении долгого времени владело компанией Hadley Fruit Orchards – сетью маленьких лавочек, располагавшихся вдоль шоссе и торговавших финиками и другими фруктами.

К 2000 г. “Бинго-холл” превратился в полноценное казино, которое, впрочем, трудно было назвать стильным или модным. Хотя в старом казино Morongo, похожем на огромное складское помещение, постоянно плотными клубами висел табачный дым, а светильники в виде наконечников стрел, несомненно, являли собою верх дизайнерского мастерства, оно принесло моронго достаточно денег, чтобы они смогли купить соседнее игорное заведение. Более того, на деньги от старого казино племя смогло купить новый участок земли, расширив таким образом территорию резервации в окрестностях Палм-Спрингс. По словам Мортона, моронго рассказали, что только в прошлом году старое казино принесло доход в размере $360 млн. Этот результат вполне сопоставим с доходами крупнейших казино Лас-Вегаса, таких как Treasure Island. (WSJ, Екатерина Кудашкина)