Динозавры техномира


Производители ноутбуков практически перестали встраивать в свои изделия дисководы, выпуская их только во внешнем исполнении. Но в настольных компьютерах дисководы все еще встречаются. “Гибкие магнитные диски пока широко распространены в большинстве госорганов, а мы обязаны обеспечивать своим заказчикам совместимость с уже существующим парком техники”, – объясняет вице-президент группы компаний “Аквариус” Владимир Шибанов. По словам Демина, дискеты остаются популярным видом носителя в учебных и финансовых учреждениях: студенты сдают на них дипломные работы, а бухгалтеры – налоговые отчеты.

Пленочные фотоаппараты

Хотя история фотографии насчитывает почти два века, первая массовая фотокамера появилась только в конце XIX в. Ее изобрел основатель компании Kodak Джордж Истмен, и ею можно было делать 100 снимков шириной 8 см. После окончания съемки фотокамеру полагалось вернуть изготовителю, где ее вскрывали, чтобы проявить пленку, а затем сделать отпечатки. Маленькая фотокамера с привычной нам пленкой 35 мм появилась в 1924 г. и получила имя “Лейка”.

Первая цифровая камера была изобретена в 1975 г. в лаборатории Kodak. В качестве носителя информации в ней использовалась обычная аудиокассета с магнитной пленкой. А ждать записи изображения на кассету после нажатия затвора приходилось 22 минуты.

Прототипы нынешних цифровых камер появились только в 90-х гг. Лучшие из них обладали разрешением 0,3–0,8 мегапикселя (1 мегапиксель = 1 млн точек изображения), и лишь отдельные профессиональные модели достигали большего разрешения, но при этом их цена зашкаливала за $10 000.

Массовый рынок цифровых камер начал формироваться во второй половине 90-х гг., когда на разработку цифровых камер бросили свои силы многие поставщики компьютерной, офисной и бытовой техники. В результате если в 2000 г., по данным исследовательской компании Photo Marketing Association, в США было продано 629 млн шт. пленки, то в 2005 г. эта цифра снизится в полтора раза. А крупнейшие производители фототехники, в частности Kodak, отказываются от производства пленочных фотоаппаратов, чтобы сосредоточить все силы на выпуске цифровых камер.

“Цифра” сейчас уверенно лидирует, вытесняя пленочные камеры с рынка”, – говорит глава представительства Nikon Europe IМ в России Василий Бурмистров. По оценкам Nikon, с января по август этого года 96% продаж фототехники в России пришлось на цифровые камеры и только 4% – на пленочные. В прошлом году это соотношение было 88% к 12%.

“Сейчас покупателями пленочных фотокамер являются люди, не имеющие дома компьютеров или просто привыкшие к технологии съемки и печати”, – говорит менеджер по развитию бизнеса Canon Дмитрий Рахманов. Также люди продолжают покупать пленочные камеры, так как по соотношению цена/качество аналогов среди цифровых фотоаппаратах им пока нет. По словам Рахманова, пленочный компакт с хорошей оптикой и зумом за $100, несомненно, лучше цифровой камеры, которую можно купить за эти деньги. По мнению Бурмистрова, спрос на пленочные камеры будет продолжать стремительно сокращаться. А вот Рахманов считает, что в будущем, скорее всего, произойдет стабилизация ситуации с продажами цифрового фото и пленочного, правда, пока не ясно, на каком уровне.

Пейджеры

Первая персонализированная система радиооповещения появилась в 1956 г. в одной из лондонских больниц и обслуживала 57 человек, а в качестве приемника использовалось устройство, разработанное английской фирмой MultiTone. Термин pager появился несколько лет спустя, когда компания Motorola представила свое устройство радиооповещения.

Пик популярности пейджеров пришелся на 80-е – первую половину 90-х гг. В СССР первая пейджинговая сеть появилась в период Олимпиады-80, ее клиентами были службы безопасности и “Скорая помощь”. Первые коммерческие пейджинговые компании были запущены в России в начале 90-х. Стоимость трехмесячного контракта тогда составляла около $600. На пике популярности этого вида связи, в конце 2000 г., услугами пейджинга в России пользовалось около 500 000 абонентов. Однако затем пейджеры стали вытеснять сотовые телефоны.

“В Москве работало около 30 пейджинговых компаний, сейчас осталось только три – мы, VessoLink и “РусПейдж”, – рассказывает замгендиректора компании “Мобайл Экспресс” Евгений Будник. По его оценкам, сейчас в столице насчитывается около 15 000 пейджинговых абонентов. “Практически все из них – это юридические лица: радиокомпании, такси, перевозчики грузов, гостиницы, охранные агентства, спасатели, таможенники”, – перечисляет Будник.

“Пейджеры не являются радиопередающим устройством, поэтому их можно использовать там, где использование сотовых телефонов запрещено, например в больницах”, – замечает администратор магазина VessoLink Андрей Бочко. Также, по словам Будника, пейджеры до сих пор популярны среди госструктур: так, пищащие аппараты есть у Лужкова, всех префектов и руководителей управ. “Чиновникам такого ранга для того, чтобы их можно было вызвать в любую минуту, полагается иметь несколько средств связи помимо обычных и сотовых телефонов”, – объясняет Будник. По его словам, пейджинговые операторы сейчас активно сотрудничают с сотовыми компаниями и стараются расширять спектр своих услуг. Так, сейчас оператор пейджинговой компании может послать вам сообщение не только на пейджер, но и на мейл или сотовый телефон.

“Сейчас пейджером пользуются те, кто хочет сэкономить деньги и при этом иметь дополнительное средство связи”, – считает Будник. Пейджер стоит 1000–1500 руб., ежемесячное обслуживание – около 300 руб. “Хорошие деньги на пейджинге сейчас не заработаешь, поэтому все компании стараются перепрофилироваться: например, у нас основную прибыль сейчас приносит предоставление услуг Call-центра”, – резюмирует Будник.

Надо заметить, что одна из разновидностей пейджера все-таки устояла против сотовых телефонов и продолжает пользоваться большой популярностью за границей. Это так называемые двусторонние пейджеры (твейджеры). Самым известным из них является Blackberry от канадской фирмы Research in Motion. Этот пейджер снабжен крохотной клавиатурой и позволяет получать и отправлять электронную почту в режиме реального времени.

Дискеты

Прототип гибкого магнитного диска создал в начале 50-х гг. японский ученый Йосиро Накамацу. В то время изобретение не вызвало фурора, и лишь в 1971 г. инженер Алан Шугарт из IBM разработал первую серийную восьмидюймовую дискету для компьютера. В 1976 г. компанией Shugart Associates выпущен первый дисковод для дискет 5,25 дюйма, а в 1982 г. Sony представила диск 3,5 дюйма емкостью 720 Кбайт и соответствующий привод. Несколько лет спустя их емкость была удвоена до 1,44 Мбайт. По данным исследовательской компании IDC, полностью вытеснить с мирового рынка дискеты соперничающего формата – размером 5,25 дюйма, объемом до 1,2 Мбайт – 3,5-дюймовые дискеты сумели только к 1997 г. К этому времени объем российского рынка дискет, по подсчетам одного из крупнейших дистрибуторов цифровых носителей информации, компании Ergodata, составлял $25 млн в год.

К началу XXI в. у дискет появилось множество конкурентов: устройства для Zip-драйвов, перезаписываемые CD, карты флэш-памяти. К тому же емкости 3,5-дюймового диска перестало хватать для переноса программ и даже документов. По оценкам японской ассоциации производителей информационных носителей JRMIA, в 2005 г. мировой спрос на 3,5-дюймовые дискеты упадет на 15% – до 842 млн шт. Спрос в Европе (включая и Россию) упадет на 16% – до 267 млн шт. Глобальное производство дискет упадет на 10% – до 1,5 млрд шт.

“Сейчас дискета как тип носителя информации уже практически умерла”, – считает руководитель направления Flash/CD/DVD компании “Алион” Николай Демин. По оценке “Алиона”, по итогам 2004 г. объем российского рынка носителей информации (дискет и CD/DVD дисков) составил $55 млн. На продажи дискет из этой суммы пришлось всего 2–1,5%, в то время как в 2001 г. они занимали около 40% рынка.

Еще одни потребители дискет, говорит Шибанов, – это производители программного обеспечения, которые в своих коробочных продуктах иногда по-прежнему используют гибкий диск для хранения программного кода-ключа. Некоторые производители мышей, факс-модемов и прочих периферийных устройств используют дискеты для записи драйверов к своим продуктам. По мнению Шибанова, дискеты становятся все более нишевым продуктом, но еще будут востребованы в ближайшие 2–3 года. “Я уверен, что как только налоговые инспекции перейдут к использованию в качестве носителей данных на CD, рынок дискет останется в прошлом”, – считает Демин.

Аудио- и VHS-кассеты

История домашнего видео началась в 1976 г., когда компания JVC изобрела формат видеозаписи VHS. К концу ХХ в., по оценкам JVC, насчитывалось более 650 млн видеомагнитофонов формата VHS и более 20 млрд видеокассет. В 80-х у аналоговых кассет VHS появился цифровой конкурент – CD-диски, качество записи на которых было значительно лучше. А затем был изобретен DVD, который сейчас является самым распространенным видеоносителем. Впервые цифровые видеодиски обогнали по объему продаж видеокассеты в 2001 г. Тогда в мире на покупку фильмов было истрачено $10,3 млрд, из них 52% пошли на покупку DVD, в 2002 г. эта цифра уже составляла 65%. По оценкам JRMIA, мировой спрос на чистые VHS-кассеты упадет на 18% – до 602 млн единиц, спрос в Европе упадет на 21% – до 157 млн кассет.

В нашей стране DVD обогнали VHS-кассеты только в прошлом году. По оценке Российской антипиратской организации (РАПО), в 2004 г. в России было продано 70 млн DVD и 60–65 млн VHS. И если объем продаж DVD в этом году увеличится до 100–110 млн шт., то продажи VHS будут, наоборот, сокращаться. “VHS – это стандарт не просто вчерашнего дня, а вчерашнего века, он не представляет никакого интереса”, – замечает замдиректора РАПО Виктор Злотя. На VHS махнули рукой даже “пираты”: если в сегменте DVD они обеспечивают 90% продаж дисков, то доля нелегальных VHS-кассет составляет всего 60%.

“Резкое падение спроса на VHS-кассеты началось в апреле этого года”, – рассказывает Павел Гизатуллин, вице-президент одной из крупнейших розничных сетей по продаже аудио- и видеопродукции “Видеоленд”. По его словам, сейчас в магазинах “Видеоленда” VHS занимает только 30% площадей и эта цифра постепенно сокращается. “Продолжительность жизни VHS-кассет сейчас напрямую зависит от цен на DVD”, – уверен Гизатуллин. По его словам, сейчас лицензионные новинки, выходящие на DVD, стоят 300–350 руб., в то время как тот же самый фильм на VHS можно приобрести за 200–250 руб. Но недавно Warner Home Video и Universal Pictures International объявили, что до конца года намерены снизить цену на лицензионные DVD-диски, продаваемые в России, до 199 руб. за 1 шт. Если это действительно произойдет, то жить VHS-кассетам осталось не более года, уверен Гизатуллин. Исключение могут составить кассеты с детскими программами и мультфильмами. “Ребенку гораздо проще втолкнуть в видеомагнитофон кассету, чем возиться с установкой диска”, – считает Гизатуллин.

Аудиокассеты, изобретенные компанией Philips в середине 60-х, вскоре могут разделить судьбу VHS-кассет. Их теснят CD и музыка в виде MP3-файлов. По оценкам JRMIA, в 2005 г. мировой спрос на чистые аудиокассеты упадет на 20% – до 395 млн шт. Спрос на европейском рынке упадет на 24% – до 70 млн кассет. Мировое производство аудиокассет снизится на 26% до 913 млн единиц, впервые опустившись ниже миллиардной отметки.

“Мы отказались от продажи аудиокассет еще в 2004 г. и освободили место для других музыкальных носителей”, – замечает Гизатуллин. “Аудиокассеты в нашем музыкальном ассортименте занимают всего 3%, в основном это детские песни и сказки”, – говорит директор розничной сети “Союз” Павел Егоров. Кроме того, по словам Егорова, аудиокассеты пока еще достаточно активно продаются на автозаправках: “Если в быту CD-магнитолы уже практически вытеснили кассетные устройства, то в машинах у многих по-прежнему стоят именно кассетные магнитолы”.

Печатные машинки

Печатная машинка была запатентована в 1868 г. американцами Кристофером Шолесом и Карлом Глидденом. В начале XX в. один из крупнейших производителей печатных машинок – итальянская фирма Olivetti – выпускала 4000 машинок в год, а в середине XX в. эта цифра уже превышала 3 млн шт.

Но в конце 90-х гг. удешевление и массовое распространение компьютеров привело к почти полному вымиранию печатных машинок. “Основные зарубежные производители печатных машинок – Olivetti, Optima, Brother – уже несколько лет как перестали поставлять их в Россию: спроса практически нет и делать перепрошивку на русский язык стало дорого и нерентабельно”, – рассказывает Ольга Щербакова, менеджер оптового отдела компании “Пролог” – одной из немногих фирм, по-прежнему торгующих печатными машинками.

По ее словам, продавать печатные машинки становится все более невыгодно: уменьшается и ассортимент, и количество покупателей. “Если в прошлом году мы в сентябре продали около 170 печатных машинок, то в этом году всего 35”, – сокрушается Щербакова.

Преданными поклонниками печатных машинок, по словам Щербаковой, остаются работники “Скорой помощи” и милиции. “Им часто необходимо составлять какие-то протоколы или бланки прямо на месте происшествия, где электричества нет и компьютер с принтером не подключишь, тут и выручает печатная машинка”, – объясняет Щербакова. Кроме того, охотно используют машинки военные, службы госбезопасности и всевозможные сертификационные органы.

“Во всех сертификационных органах каждую машинку помечают специальным номером, этот же номер ставится на каждом отпечатанном документе. У каждой машинки уникальный отпечаток, поэтому в случае каких-то расхождений легко будет выяснить, является данный документ оригиналом или нет”, – говорит Щербакова. Также покупают печатные машинки пожилые люди, которые так и не привыкли к компьютеру, и студенты, у которых пока нет денег на компьютер, а сдавать рефераты и курсовые надо в напечатанном виде. “Самые дешевые модели машинок стоят у нас около 2000 руб., что вполне по карману молодежи”, – поясняет Щербакова. Самые же дорогие модели, например электронная Olivetti ET2450 MD/2 с дисплеем и памятью в 32 Кб, по цене вполне сравнимы с компьютером – 17 000 руб.