Freightliner подвел бухгалтер


В пятницу Высокий суд Великобритании признал Freightliner ответственной за мошеннические действия бывшего бухгалтера ERF Стивена Эллиса, который завысил в финансовой отчетности прибыль компании за 1998–1999 гг. Ранее ERF принадлежала канадской компании по производству грузовых автомобилей Western Star, которая в 2000 г. слилась с Freightliner. В том же году Freightliner продала ERF немецкой MAN за 86 млн фунтов стерлингов ($152,5 млн).

Сам Эллис выступал на процессе в качестве свидетеля. По его словам, причиной ошибки стала новая система бухгалтерского учета, которую он плохо знал. Бывший бухгалтер не стал отрицать, что знал о своей ошибке. “Я не могу сказать, что я нечестный человек, – заявил он в суде. – Но, когда все требовали от нас блестящих финансовых показателей, мне было трудно психологически подойти к менеджерам и признаться, что я завысил показатели прибыли”.

В течение процесса юристы Freightliner яростно защищали компанию, утверждая, что Western Star пострадала от мошенничества Эллиса не меньше, чем MAN. В рамках защиты Freightliner подала в суд на Ernst & Young, которая в 1998–1999 гг. аудировала ERF и Western Star. По словам адвокатов Freightliner, аудиторы не обнаружили мошенничества, хотя их проинформировали о возможной ошибке. Кроме того, аудиторов обвинили в общей халатности при проверке финансовой отчетности ERF и нарушении обязательств по отношению к Western Star при заключении сделки по продаже ее “дочки”. В ходе исследования аудиторских заключений Ernst & Young были обнаружены нарушения в проверке книги покупок, возврата НДС и создания резерва на гарантии. Но Высокий суд Великобритании отказался признать вину аудиторской компании в несоблюдении интересов Western Star. “Конечно, сотрудники Ernst & Young были обязаны учитывать, что их аудиторские отчеты будут включены в консолидированную отчетность Western Star. Однако они не могли предвидеть, что компания будет их использовать при продаже ERF”, – заявил на суде судья лорд Мур-Бик.

Хотя суд уже признал ответственность Freightliner за мошенничество Эллиса, еще остается нерешенным вопрос о сумме компенсации MAN за нанесенный ущерб. Адвокат MAN говорит, что, по предварительным подсчетам, она составляет 350 млн фунтов стерлингов ($620 млн). “Решение может стать самым “дорогим” за всю историю британского суда”, – добавляет он. Однако Freightliner отступать не намерена: компания не признала свою вину и собирается в скором времени обжаловать решение суда. (FT, 28.10.2005, Вера Сурженко)