Голоса из космоса


Использование спутников в качестве ретранслятора раздвигает зону распространения радиосигнала до границ континентов. Спутниковое радио, способное передавать сигнал CD-качества, предпочитают автолюбители, дальнобойщики и те, кому надоела реклама на эфирных радиостанциях.

В США лицензию на создание своей спутниковой радиосети получили две компании – Sirius и XM Radio, они работают в эфире с 2001 г. Сегодня XM Radio обслуживает 5 млн пользователей, а Sirius – 2,1 млн. Все системы спутникового радио платные, в США абоненты платят за его прием около $13 в месяц. Третий игрок на этом рынке, WorldSpace, обеспечивает покрытие территории Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и юго-западной части Европы. По прогнозам аналитической компании Kagan Research, к 2014 г. размер аудитории спутникового радио вырастет до 46,8 млн человек, которые будут платить за прослушивание $7,6 млрд ежегодно.

Идея радио, которое принимает везде, пришлась по нраву многим автоконцернам. Сегодня на американском рынке внедорожники Mercedes M-класса поставляются исключительно со спутниковыми радиоприемниками, а корейская Hyundai собирается продавать в США все свои машины с уже установленными спутниковыми радиосистемами на борту с 2007 г. Но популярность радиостанций с орбиты уже преодолела границы автотранспорта. Многие компании – например, Delphi или Pioneer – продают портативные радиоприемники, которые стоят дороже $100, а Samsung до конца года собирается выпустить миниатюрный MP3-плейер, принимающий сигнал XM.

Сети спутникового радио уже успешно сманивают самых популярных радиоведущих. Скандально известный Говард Стерн с начала 2006 г. перейдет на работу в Sirius – пятилетний контракт с ним обошелся компании в $500 млн. Радиохулигану с громким именем пришлось по вкусу то, что в эфире спутниковых каналов нет табу. Согласно законам США принадлежащие Sirius и XM частоты являются частной собственностью владельцев и содержимое этого радиоконтента никак не контролируется властями. Очень кстати для Стерна, из-за которого крупнейшую американскую радиосеть Clear Channel Communications американская Федеральная комиссия по коммуникациям оштрафовала на $495 000.

В России спутниковое радио может заработать уже через четыре года, говорит Святослав Буняев, руководитель Федерального центра распределения телерадиопрограмм, входящего в структуру Российской телерадиосети (РТРС). По его словам, российская сеть будет передавать сигнал на всю территорию России через четыре спутника типа “Молния”, которые разработает НПО ПМ им. Решетнева, а полезную нагрузку – итальянская Alenia Spazio, создавшая “начинку” спутников Sirius. Согласно проекту, в 2008 г. спутники на орбиту запустит международная компания “Космотрас”, которая использует конверсионные баллистические ракеты сети “Днепр”.

Святослав Буняев говорит, что спутниковое радио будет платным, но бесплатно можно будет слушать так называемый “госпакет” – пакет радиоканалов, которыми владеет государство. Он сказал, что этот проект интересует радиостанции, потому что резко удешевляет затраты радиокомпаний по доставке сигнала. А приемники и автоантенны для спутникового радио будут выпускать отечественные предприятия, с которыми РТРС уже консультируется, рассказывает Буняев. Он оценивает в $200–250 млн стоимость всего проекта спутникового радио вместе с запуском спутников и разработкой потребительской электроники.

Эксперты сомневаются, что в России найдутся желающие платить за прослушивание радиопередач. “Эту технологию будет непросто продвигать, посмотрите на платное телевидение в России”, – предупреждает советник гендиректора “Газпром-Медиа” Михаил Эйдельман. В обозримом будущем спроса на платное радио не возникнет, опасается гендиректор медиагруппы “Европа Плюс” Александр Полесицкий. Такой спрос в России возникнет только лет через 15, ожидает управляющий директор фонда Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев. Он считает, что сейчас приемники спутникового радио слишком дорогие для россиян, они стоят дороже $150. По его словам, в России привыкли слушать радио бесплатно и потребителей будет непросто переучить. “В США спутниковое радио тоже медленно набирает абонентов. Их клиентура в основном пополняется за счет людей, которых раздражает реклама”, – добавил Дмитриев.