Это еще цветочки


Семь лет назад Уолту Митнику надоело быть наемным работником. После того, как он 16 лет проработал генеральным директором TJ International, крупной американской компании по производству стройматериалов, он уволился, чтобы не переезжать из родного города, рыбачить и заниматься любимым делом – садоводством. “Мне казалось, что все это – собственное дело, малую родину и садоводство – можно совместить и при этом зарабатывать деньги”, – говорит Митник. Для этого он собрал собственные сбережения, заложил имущество, влез в долги и купил в 1998 г. за $17 млн местную сеть магазинов садоводческих товаров.

Теперь он председатель совета директоров и гендиректор торговой сети SummerWinds Garden Centers. Его доход уменьшился в четыре раза, а основная часть времени по-прежнему уходит на выполнение менеджерских обязанностей, а не работу с растениями и землей.

В 2001 г., после терактов 11 сентября, дизайнер Хайди Карлссон переехала из Нью-Йорка в Мехико, в дом с большим садом. “Мне нравилось возиться с землей, – рассказывает она. – Я подумала: а почему бы мне не зарабатывать на этом деньги?” Она спланировала несколько садов для своих друзей в Мексике и Швеции, куда они с мужем переехали. Потом Хайди решила серьезно взяться за дело и пошла учиться. Ландшафтному дизайну она училась в Лондоне, Токио и Далласе. Мечта Хайди Карлссон – создавать лечебные сады и пространства для медитаций на курортах.

Растительная жизнь

На рынке товаров и услуг для садоводов никогда не будет сумасшедшего роста, считают в американской Национальной ассоциации садоводов. Последние годы розничная торговля в этом сегменте растет в среднем на 1% в год, достигнув в прошлом году $36 млрд. На $7 млрд меньше американцы потратили в 2004 г. на уход за лужайками у домов и стрижку газонов. Итого – $65 млрд. В этом бизнесе присутствует фактор сезонности, большая часть продаж приходится на весну и лето.

Садоводческую “делянку” обрабатывают самые разные люди и компании, которые оказывают очень широкий спектр услуг. “Растительная работа” – довольно популярное занятие для частников: больше четверти всех ландшафтных архитекторов – индивидуальные предприниматели. А в среднем магазине садового инвентаря работает всего семь человек. “Многие люди пришли в этот бизнес, потому что им самим нравится работать в саду”, – говорит Брюс Баттерфилд, директор по исследованиям Национальной ассоциации садоводов.

“Садоводство – это непростой бизнес”, – говорит Боб Терри, бывший консультант, который начал выращивать цветы для питомников в 1987 г. “На самом деле это один из самых непредсказуемых видов деятельности, ведь его контролирует сама природа”, – считает он.

При этом человеческий фактор тоже никуда не исчезает: в начале 1990-х популярный пестицид неожиданно оказался токсичным и погубил саженцы во многих питомниках. Но Терри говорит, что общение с людьми по долгу службы компенсирует все неудачи. “В этом бизнесе работают честные люди, – уверен он. – У меня есть контрагенты, которым я без предоплаты предоставляю товар в год на миллионы долларов, и еще ни разу я не жалел ни об одной такой сделке”.

Вершки и корешки

В России первые компании, специализирующиеся на ландшафтном дизайне, появились в 1993 г. Правда, до сих пор в этом бизнесе нет тех, кто пришел бы в него с серьезной, “беловоротничковой”, работы, поменяв офис с кондиционером на труд на свежем воздухе.

“В 1990-е гг. нужны были небольшие уставные средства, чтобы начать бизнес”, – говорит Ирина Карцхия, гендиректор и основатель компании “Архитектурная фирма Архиз”. Карцхия впервые занялась малым бизнесом еще в 1987 г., когда ее вместе с другими молодыми архитекторами пригласили в хозрасчетное предприятие “Московский архитектурный центр”. “Нас было около 100 человек, и каждый должен был сам найти объект для работы, создать творческий коллектив и распределить зарплаты”, – вспоминает Карцхия. Идея открыть свое дело пришла к ней уже в 1990 г. после поездки в США, где Карцхия посетила множество компаний, занимавшихся ландшафтным дизайном. Она понимала, что идет на рискованный шаг. “Но ведь я собиралась заниматься тем, что я знаю и умею”, – говорит она.

Карцхия наняла 18 человек, сняла офис и занялась наработкой клиентской базы. “Вслед за проектным отделом мы создали строительную бригаду. А в 1998 г. выжили благодаря сотрудничеству с зарубежными партнерами. Мы занялись вместе с немцами деревообработкой”, – рассказывает предпринимательница. Сейчас в штате ее компании числится 20 человек и еще примерно столько же работает по контрактам. “Архитектурная фирма Архиз” выполняет заказы крупных предприятий и организаций. Есть у нее и частные клиенты. Карцхия не раскрывает количество и стоимость заказов, а также общий оборот за год. Однако говорит, что заказчиков сейчас стало больше. “Наверное, изменился менталитет людей. Все большее количество владельцев земельных участков просят ландшафтных архитекторов помочь им создать красивый сад”, – делится своими наблюдениями Карцхия. Не обошлось без трудностей, но она вполне довольна своей судьбой. “Мне пришлось научиться продумывать свои действия на пять шагов вперед. Я несу большую ответственность. Но я бы не смогла сегодня быть наемным работником. За эти годы я развила и отточила в себе такие качества, как самостоятельность, лидерство, свобода принятия решений. Мне было бы психологически сложно работать по найму”, – говорит она.

Садовое товарищество

С многочисленными трудностями сталкивается еще одна предпринимательница, занимающаяся ландшафтным проектированием. Лада Соловьева, гендиректор и основатель компании “Гарден Сервис “Желтые хризантемы”, создала свой бизнес в апреле 2005 г. По образованию она агроном и в течение многих лет занималась реализацией своих проектов, работая по найму в ландшафтных компаниях. “У меня ничего не было, кроме образования, опыта работы, клиентской базы и небольших сбережений. Но я все равно решила открыть свое дело, – рассказывает Соловьева и добавляет: – Ландшафтный бизнес больших вложений не требует. Для того чтобы начать, надо вложить $5000–6000”. Свой бизнес Соловьева открыла не только потому, что хотела достойно зарабатывать. “Я знаю, что мои проекты очень красивые. Я дарю людям красоту, и это делает меня счастливой”, – говорит она. Однако на практике бизнес выглядит трудоемким занятием. У Соловьевой пока всего несколько заказов. Она сама ездит на все объекты, сама обо всем договаривается с клиентами. Работа по организации лежит полностью на ней. А реализацией проектов занимаются наемные работники, которые работают по договору. “Я много работаю, сильно устаю, но довольна результатами своего труда”, – говорит предпринимательница. Ее клиентская база неуклонно растет, хотя “Гарден Сервис “Желтые хризантемы” не дает рекламы. Клиенты рассказывают о компании своим знакомым, и Соловьева получает новый заказ. (Использованы материалы WSJ.)