Компакт-диски против Интернета


Как ни пытались Sony, Philips, Panasonic и другие лидеры мировой индустрии звукозаписи взрастить достойного преемника компакт-диска, удалось им это лишь отчасти. С конца 90-х стали появляться новые виды аудионосителей, но потеснить CD они так и не сумели. По данным Ассоциации звукозаписывающих компаний США (RIAA), в 2004 г. на долю CD пришлось более 94% всей музыки, попавшей в магазины на физических носителях.

Такая же ситуация в России. “На CD приходится львиная доля наших музыкальных продаж”, – рассказывает директор по маркетингу российского подразделения звукозаписывающей компании GALA Records Мария Ежукова. По ее приблизительным оценкам, на каждые 10 компакт-дисков приходится всего одна кассета, а музыка на более современных видах аудионосителей расходится еще хуже.

Эксперты возлагали надежды на два формата нового поколения. Речь идет о Super Audio CD (SACD), разработанном Sony и Philips, и DVD-Audio – этот вид носителей продвигает альянс DVD Forum (в него входят Apple Computer, Daewoo Electronics, Hitachi, IBM, Intel, Kenwood и много других компаний). И SACD, и DVD-Audio появились в конце 1990-х гг. и оба вмещают около 4,7 Гбайт – на порядок больше обычного CD (650 Мбайт), рассказывает менеджер по ассортименту компании “Союз” Григорий Резников.

В результате на диски нового поколения можно записать музыку гораздо более высокого качества. Если для простого компакт-диска предел возможностей – стереозвук (запись разводится на два канала), то на SACD и DVD-Audio вмещается до шести каналов сразу. Благодаря этому создается объемное звучание, которое “воссоздает пространственную акустику и воспроизводит тонкие звуковые эффекты каждого инструмента, помещая слушателя в центр происходящего”, рассказывает руководитель отдела брэнд-маркетинга российского Philips Инесса Галактионова.

Но между SACD и DVD-Audio имеются и отличия. Super Audio CD, по словам Галактионовой, отличается более высоким качеством кодирования звука и тем, что его можно слушать не только на специальных SACD-проигрывателях, но и на устройствах, предназначенных для обычных CD. Корреспондент “Ведомостей” убедился в этом лично, проиграв выпущенный на SACD альбом Pink Floyd “The Dark Side of the Moon” в автомагнитоле. Пространственный эффект при этом, конечно, пропадает. А вот DVD-Audio на CD-проигрывателях не запускается – нужен как минимум DVD-плейер, говорит Резников.

Большинство мейджоров – Universal, EMI и Sony BMG – выпускают музыку и на SACD, и на DVD-Audio, но предпочтение отдают первому формату. В США в 2004 г., по данным RIAA, было выпущено лишь 350 000 DVD-Audio и около 790 000 SACD, а по количеству релизов разница и вовсе пятикратная. “У Universal была даже программа продвижения SACD – например, в прошлом году в этом формате вышли новые альбомы Стинга, Марка Нопфлера, Бьорк, Элтона Джона, Эрика Клэптона”, – рассказывает Резников. В новом формате были переизданы и некоторые старые альбомы: Universal переиздала ранние альбомы Rolling Stones , а Sony – Боба Дилана.

Во многом предпочтения издателей объясняются тем, что технология SACD в отличие от DVD пока не “взломана” пиратами, считает он. Но с точки зрения покупателей у DVD-Audio есть свои плюсы: помимо музыки эти диски могут содержать видеобонусы, фотогалереи, биографии музыкантов, дискографии и т. д., указывает менеджер российского представительства Panasonic Александр Харин. Правда, не стоит ждать, что все это на DVD-диске непременно обнаружится: часто встречается и “откровенная халтура”, когда “из стереозаписи сделана четырех- или более канальная простым дублированием фронтальных каналов”, предупреждают авторы обзора, опубликованного на сайте сети магазинов “Пурпурный легион”.

Впрочем, доля SACD и DVD-Audio в общем объеме продаж российских магазинов все равно мала, отмечает Мария Ежукова. Причин тому две. Во-первых, дороговизна аппаратуры, которая нужна, чтобы оценить все достоинства этих дисков. Во-вторых, большинство слушателей вполне устраивает качество музыки в форматах MP3 и WMA, которой в избытке в Интернете. В результате все более популярны карты памяти, куда музыку можно записать, а потом стереть, констатирует Инесса Галактионова. Массовый слушатель непритязателен, он может слушать музыку и в компьютере. А форматы высокого разрешения – SACD и DVD-Audio – востребованы “небольшой аудиторией, предпочитающей самый качественный звук”, добавляет Александр Харин.

Производители, сделавшие ставку на DVD-Audio, недавно решили совместить эту технологию с обычным CD. С конца 2004 г. в продаже стали появляться так называемые “сдвоенные диски” (DualDiscs): на одной стороне такого диска находится обычная стереозапись, а на другой – все, что требует дополнительного места. “До сих пор рекорд-лейблы просто выпускали коробки с двумя дисками – CD c музыкой плюс DVD с бонусами”, – рассказывает коммерческий директор “Союза” Александр Осадчий.

Так поступил, например, Capitol с последним альбомом Пола Маккартни Chaos & Creation in the Back Yard: к CD приложен DVD с видеоклипами к отдельным песням альбома. Новая технология позволяет совместить и то и другое на одном диске – например, на вышедшем в этом году альбоме группы Oasis “Don’t Believe the Truth”. Перевернув диск, альбом можно прослушать еще раз в “улучшенном стерео”, а также посмотреть документальный фильм и видеоклип Lyla. DualDiscs могут оказаться популярнее, чем SACD и DVD-Audio, тем более что себестоимость их изготовления ненамного дороже обычных CD, считает Григорий Резников.

Есть и еще один набирающий популярность носитель – лазерные диски UMD, которые продвигает Sony, замечает Мария Ежукова. На них уже продаются фильмы и игры, а с недавних пор и музыкальное видео. “В первую очередь на UMD издаются концерты”, – говорит Ежукова. Недавно GALA Records начала собирать заказы на концерты Depeche Mode, Goldfrapp и Daft Punk.

Не собираются расставаться издатели и продавцы и с виниловыми пластинками. “Многие значимые музыкальные новинки до сих пор издаются в том числе и на виниле”, – рассказывает Осадчий, добавляя, что сейчас помимо простого винила появился также “тяжелый”, с особым составом, делающим пластинку менее подверженной износу. Весит такой диск порядка 180 г и стоит примерно в 1,5 раза дороже обычного. Интересуются виниловыми пластинками, по словам собеседников “Ведомостей”, в основном диджеи – правда, многие из них уже обзавелись специальными плейерами, позволяющими цифровым методом добиваться от компакт-дисков практически тех же эффектов, что достигаются на виниле при помощи скрэтчей.

Правда, диджеи покупают в основном “сорокапятки”, а не долгоиграющие пластинки. Последние ориентированы преимущественно на коллекционеров, много лет собиравших музыку на пластинках, говорит Резников. “Винил занимает стабильную нишу на рынке, но в общих продажах его доля незначительна”, – говорит пресс-секретарь Real Records Юлия Конторова. “Даже в том магазине “Союза”, где представлен самый широкий ассортимент виниловых дисков, на них приходится менее 1% продаж”, – подтверждает Александр Осадчий.