Россию ждут три кризиса


Гендиректор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов в докладе “Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 г.” предрек России кризисы в 2007–2008, 2011–2012 и 2015–2017 гг. Тревожащие Белоусова диспропорции с каждым годом нарастают. В экспортно-сырьевом секторе экономики рентабельность в шесть раз выше, чем в секторе, ориентированном на внутреннего потребителя, обеспеченность инвестициями и средние зарплаты – выше вдвое, а производительность труда – впятеро. Положение социальных отраслей – ЖКХ, здравоохранения и образования – еще хуже, констатирует он. Баланс между разнородными частями экономики поддерживается за счет низких зарплат, монопольных тарифов и курса рубля, высокой налоговой нагрузки на сырьевиков. Энергетикам и транспортникам не на что модернизировать сети, две трети работников не могут приобретать жилье, качественные медицинские и образовательные услуги, а дешевый рубль препятствует импорту технологий, пишет Белоусов.

После 1998 г. экономика росла за счет недозагруженных мощностей, дешевого рубля и тарифов, но заменить эти “подпорки”, не утратив 6%-ный темп роста ВВП, будет очень трудно, поддерживает Белоусова руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Первый кризис будет вызван ростом социального напряжения: из-за инфляции и роста тарифов ЖКХ положение бюджетополучателей ухудшится, а поддержка ими госвласти снизится, пишет Белоусов. А открытие рынков иностранцам после вступления в ВТО и рост курса рубля ухудшат конкурентоспособность среднего и малого бизнеса.

Спустя четыре года в России начнет сокращаться трудоспособное население и вырастет дефицит пенсионной системы. Из-за износа электроэнергетики и ЖКХ могут начаться массовые аварии, а военно-научный потенциал будет близок к исчерпанию.

Еще пять-шесть лет спустя в кризисе окажется система госуправления: она будет размываться глобальными бизнес-структурами, неправительственными организациями и стремящимися к самостоятельности крупными регионами. Обострится проблема бедности в застойных регионах, страна начнет отставать в технологическом развитии, а рентабельные сырьевые запасы будут на исходе, предрекает Белоусов.

Если ничего не делать, к концу следующего десятилетия рост ВВП замедлится до 1,9%, а инвестиций – до 2,8% в год. Но у России есть способ избежать всех этих неприятностей, утверждает Белоусов. Для этого нужно капитализировать конкурентные преимущества – энергетический, научно-исследовательский, транзитный и аграрный потенциал – и заняться модернизацией инфраструктуры. Если правительство возьмется модернизировать инфраструктуру, но не будет заниматься национальными проектами, вписывающими Россию в глобальную экономику, то рост ВВП в 2020 г. упадет до 4,2%, а инвестиций – до 5% в год. Если чиновники, наоборот, увлекутся встраиванием экономики в мировую и забудут об инфраструктуре, экономика к 2020 г. будет расти на 4,5–5% в год, а инвестиции – на 6–7%, но напряжение в обществе усилится. И только если чиновники преуспеют и в экспортных проектах, и в обновлении инфраструктуры, ВВП к концу 2010-х гг. будет расти на 5,9–6,4%, а инвестиции – на 8–8,2% в год, прогнозирует Белоусов.

Доклад Белоусова – часть работы по анализу рисков и возможностей экономики страны, говорит чиновник правительства. “Долгосрочное прогнозирование будет продолжено, мы только в начале пути”, – замечает руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Найти очаги роста будет непросто, считает директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. До сих пор правительство хорошо поддерживало макроэкономическую стабильность, но из-за увлечения национальными проектами с этой задачей могут возникнуть проблемы, возражает Гурвич. Взявшись за реализацию отраслевых проектов, “государство начнет проявлять активность в ущерб качеству регулирования и будет не определять правила игры, а непосредственно управлять собственностью, а делать это хорошо оно не умеет”, опасается чиновник Минфина.