ВОПРОС ДНЯ: Сколько налоговой свободы дать регионам?


Налоговой свободы явно недостаточно. Есть три критерия уровня свободы: кто вводит налог, кто определяет базу и кто – ставку. Базу по всем налогам и ставки (а в лучшем случае – пределы снижения ставки) диктуют федеральные органы. А список налогов закрыт Налоговым кодексом. Важнейший критерий – ставка. Желательно предоставить субъектам Федерации право увеличивать ее как по региональным налогам, так и по региональной части федеральных налогов. Скажем, ставку налога на прибыль (17,5%) увеличить на 1 процентный пункт и который полностью пойдет в региональный бюджет.

Антонина Ковалевская, директор по развитию Центра фискальной политики

Налоговой свободы нет. Нет справедливости в распределении налоговых доходов. Сейчас идет непропорциональный перекос в пользу федерального бюджета. Что происходит в итоге? Петербург все еще имеет право изменять ставку ряда налогов, которые остаются в ведении региона. Но он вынужден устанавливать верхние пределы по этим ставкам из-за того, что, являясь донором, перечисляет очень много налоговых поступлений в центр. Начинать надо с выравнивания этого перекоса.

Владимир Барканов, председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Налоговая свобода регионов близка к нулю. Свобода должна заключаться в возможностях региона по предоставлению налоговых льгот для стимулирования тех или иных отраслей промышленности по широкому ряду налогов. Но сейчас методики Минфина лишают за это регион права на дотации из бюджета. В результате наша область менее эффективно развивает свою экономику.

Александр Шаронов, зампред комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области, председатель правления НБД-Банка

Налоговой свободы у регионов мало. Они могут менять ставки по налогу на имущество, на игорный бизнес и транспортный налог. Да и то лишь в заданных пределах. Но при существующем наборе федеральных налогов вряд ли какой-нибудь может управляться регионом без ущерба для их собираемости. Регионы при нынешней системе просто обречены на слабую финансовую автономию. А вот муниципальным образованиям можно сильно помочь, позволив им регулировать налоги на недвижимость и получать доходы от них. Например, в Мексике по этой причине муниципалы более независимы, чем штаты. В итоге там лучше реагируют на местные вопросы. У нас же, чтобы затеять, скажем, реконструкцию вконец обветшавшего водопровода, муниципалам придется договариваться с региональными властями.

Феликс Эйгель, аналитик группы общественных финансов S&P