ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Мы не верим правоохранительным органам, а верим своему коллеге – таков лейтмотив заявления сразу трех бизнес-союзов в ответ на предъявление обвинения в мошенничестве Олегу Киселеву. Бывший председатель совета директоров “Ренессанс Капитала” (этот пост Киселев покинул из-за скандала) пользуется уважением среди бизнесменов, им трудно поверить, что человек такого масштаба действительно организовал и возглавил рейдерскую атаку на Михайловский ГОК. Однако по другую сторону барьера тоже не последние представители бизнес-сообщества, которым рейдеры чуть было не испортили сделку по покупке 97% акций ГОКа. “Мошенничество ему [Киселеву] приписывают коллеги, – признал почетный президент РСПП Аркадий Вольский, – и незачем заводить дела, когда у нас есть товарищеский суд”. Однако эти самые коллеги, видимо Алишер Усманов и Василий Анисимов, взявшие кредит в $1 млрд на покупку злополучных акций, предпочли официальное обращение в правоохранительные органы “товарищескому суду”. И, по всему теперь выходит, поступили почти аморально – ведь в итоге обвиненному в мошенничестве Киселеву пришлось покинуть не только “Ренессанс”, но и страну, где его ждет ордер на арест.

С каждым такое может случиться, объяснил единодушие бизнесменов в случае с Киселевым один из опрошенных “Ведомостями” предпринимателей. Впрочем, как показал недавний пример “ЛУКОЙЛа”, рейдерская атака тоже “может случиться” с каждой сделкой. Когда эта компания решила приобрести 66% акций “Геойлбента”, районные суды по искам физлиц запрещали продавцу заключать сделку с “ЛУКОЙЛом”. И его президент вместо “товарищеского суда” с подозреваемым в кознях бизнесменом тоже пошел официальным путем – написал жалобы генпрокурору и директору ФСБ. Не помню, чтобы кто-то осудил за это Вагита Алекперова.

Предприниматели объявили питательной средой для рейдерства коррупцию в судах и правоохранительных органах. Но это не совсем верно – и те и другие лишь инструмент рейдера. А вот питает его в прямом смысле слова заказчик атаки. Почти всегда он остается в тени, но жертвы рейдеров обычно знают, чьи это козни. И довольно часто называют крупных и известных бизнесменов вполне себе уровня тех, кто вступился за Киселева. Но не пойман – не вор, и вот бывшие, нынешние и будущие “жертвы” и “заказчики”, встречаясь, жмут друг другу руки, а в публичных заявлениях клеймят судебную систему и правоохранительные органы.