Реестры утекли


Пресс-секретарь “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Долгов отметил, что если факт кражи данных из регистратора “НИКойл” подтвердится и от этого пострадают акционеры “ЛУКОЙЛа”, то компания должна будет компенсировать им ущерб. “Но мы подождем результатов расследования самого “НИКойла”, – заявил Долгов. – Мы уверены, что это фальшивка: украсть что-то из “НИКойла” нереально”. “Компания известна на рынке очень давно, и поверить в кражу базы ее данных почти невозможно”, – соглашается директор депозитария Росбанка Степан Томлянович.

Продажа якобы украденной базы данных регистратора “НИКойл” стала главным вопросом вчерашнего экстренного заседания Профессиональной ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). “Я сомневаюсь, что база данных пропала по вине самого регистратора”, – считает зампред совета директоров ассоциации Петр Лансков.

Неделю назад объявление о продаже базы данных регистратора “НИКойл” появилось на сайте zahvat.ru. Неизвестный продавец, связаться с которым “Ведомостям” не удалось, запросил за базу данных одного из крупнейших регистраторов всего $12 000. По словам гендиректора “НИКойла” Максима Калинина, компании пока также не удалось выйти на продавца, чтобы понять, что именно он предлагает. Но “НИКойл” начал собственное расследование, пока не привлекая к нему правоохранительные органы. По словам Калинина, доступ к таким данным есть у половины сотрудников компании, но возможность сделать копию – у единиц. “Пока никаких следов найти не удалось, хотя урон репутации компании нанесен огромный”, – признает он. Калинин отмечает, что информацию подобного рода регистратор “НИКойл” предоставляет налоговым и правоохранительным органам. Но в последнее время никаких запросов от них не поступало. Источник в центральном аппарате МВД признал, что правоохранительные и налоговые органы могут быть причастны к подобным утечкам. “Но на них проще всего сваливать собственные ошибки”, – говорит он.

По словам президента расчетного депозитария биржи РТС, Депозитарно-клиринговой компании, Игоря Морякова, существует множество неконтролируемых потребителей информации регистраторов, в первую очередь налоговые, регулирующие и правоохранительные органы. “Сами депозитарии и регистраторы тратят на ее защиту несколько сотен тысяч долларов в год”, – отмечает он. Хотя Моряков признает, что это может случиться с любым регистратором или депозитарием. “Ведь информацию в России воруют даже из более защищенных структур”, – напоминает он. Несколько месяцев назад в Интернете появились базы данных банковских проводок ЦБ. Банк России начал собственное расследование, но предложения о продаже баз данных приходят по электронной почте до сих пор.