Учить гимн


Анонимная акция

Ленинградский, Ленинский проспекты и ряд других столичных магистралей с начала сентября были украшены биллбордами с куплетами гимна России и логотипами Банка Москвы. “Ведомости” попытались выяснить, кому и зачем понадобилось учить москвичей тексту Сергея Михалкова. Участники акции проявили скромность – они наотрез отказывались говорить о ее целях и заказчиках. Представители Банка Москвы, указанного на биллбордах в качестве “партнера акции”, от комментариев уклонились без объяснения причин, а в компании News Outdoor, которой принадлежат щиты, сослались на коммерческую тайну. Сотрудник правительства Москвы, пожелавший сохранить анонимность, сообщил, что эта социальная реклама размещается по заказу общественного фонда “Центр социальных инициатив”, кампания ведется с 1 марта и продлится по 31 декабря. Размещением рекламы занимается комитет по рекламе столичного правительства, поскольку он и уполномочен размещать социальную рекламу. Оплачивает же ее спонсор – Банк Москвы. Получить комментарии у фонда не удалось. Судя по сообщениям на сайте, его цель – борьба с подростковым курением и ограничение табачной рекламы.

“Ведомостям” удалось найти источника, близкого к организаторам акции. Он сообщил, что это очередной этап программы патриотического воспитания, проводимой столичными властями уже не первый год. Банк Москвы оплачивал размещение текстов Михалкова по расценкам социальной рекламы, и она стоила “буквально копейки”, не более нескольких тысяч долларов. Мэрия предлагала банку рекламировать также службу в армии и борьбу с наркотиками, но был выбран “наиболее безвредный” для имиджа кредитного учреждения вариант, говорит наш собеседник.

По словам гендиректора исследовательской фирмы “ЭСПАР-Аналитик” Андрея Березина, в начале сентября было замечено 37 мест размещения щитов с гимном, а в начале октября – 44 места. Поскольку социальная реклама освобождается от арендной платы, то рекламодатель понес только расходы на печать, которые, по оценке Березина, не превысили нескольких тысяч долларов.

Любят, но не знают

Эксперты соглашаются, что государственный гимн российские граждане знают плохо, хотя и уважают его. Замдиректора Центра Юрия Левады Алексей Гражданкин припомнил последнее по времени исследование еще 2003 г., когда социологи спросили у 2000 респондентов из более 40 регионов: “Какие государственные символы вызывают у вас и окружающих вас людей наибольшее уважение?” Оказалось, что у 35% опрошенных наибольшим почтением пользуется государственный гимн, у 28% – флаг и у 21% – герб. Социологический центр “Башкирова и партнеры” в октябре 2002 г. опросил 1500 человек из 44 регионов и выяснил, что слова нового гимна знают всего 16% респондентов. Не знают текста 78% и затруднились ответить 6% опрошенных.

Самый свежий опрос провел ВЦИОМ в мае этого года среди 1581 респондента из 46 регионов. На вопрос о том, что в первую очередь у них связывается с мыслью о нашей стране и народе, всего 7% назвали флаг, герб и гимн. Из этого же числа опрошенных первые слова гимна верно смогли назвать 23%, неверно – 43% и затруднились 34%.

Гражданкин резюмирует, что знание современного гимна “недостаточно высоко”, в то же время, если провести сейчас исследование, большой процент людей может высказаться за то, чтобы государство озаботилось его изучением. Правда, желающему выучить этот текст с помощью рекламных щитов пришлось бы изрядно поколесить по городским улицам: на каждом из биллбордов удалось разместить лишь один куплет главной песни страны.

Валерий Драганов, депутат Госдумы от “Единой России”, признался, что и сам плохо знает текст, но относится к этому философски. По его мнению, “призывать учить гимн нужно не с помощью биллбордов, а с оценки каждым своих поступков”. “Как показала практика шпаргалок на различных партийных собраниях, существенного значения они не имеют. Гораздо продуктивнее эти листки используются на футбольных матчах – там, где есть порыв, момент истины, захватывающее зрелище”, – добавляет “единоросс”. Зампредседателя ЛДПР Алексей Островский, напротив, “горячо поддерживает” изучение гимна посредством наглядной агитации. “Многие депутаты Думы во время открытия или закрытия сессии, когда звучит гимн, не подпевают, потому что не знают слов. Я считаю, таким депутатам должно быть стыдно”, – говорит Островский.

По словам эксперта НИИ социальных систем Дмитрия Бадовского, эта реклама “связана с растущей активностью правительства Москвы в области молодежной политики”. А Ростислав Туровский из Центра политических технологий отмечает, что мэр Москвы давно конкурирует с федеральным центром на ниве патриотического воспитания. Такого рода наглядная агитация помимо прочих средств призвана помочь уходящему в 2007 г. в отставку мэру “договориться об условиях передачи власти и будущем финансово-промышленной группы, сформированной под его патронажем”, считает эксперт.