Новая надежда инвесторов


Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Елена Сахнова считает, что Каданников был хорошим производственником, но неважным маркетологом. “Выпуск новых моделей “АвтоВАЗа” постоянно откладывался, а когда они наконец появлялись, то были уже безнадежно устаревшими, – говорит она. – К тому же на комбинате сильно хромает корпоративное управление”. Сахнова связывает перспективы автокомбината с командой молодых менеджеров, лидером которых выступает вице-президент по стратегическому и корпоративному развитию Михаил Москалев. “Каданников, несмотря на его многочисленные регалии, олицетворял типично советский стиль руководства”, – говорит руководитель аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Он напоминает, что правительство шло у него на поводу, пытаясь защитить “АвтоВАЗ” высокими пошлинами на иномарки. “Инвесторы надеются на новых менеджеров комбината, – говорит Шеин. – Опыт многих российских предприятий доказывает, что смена руководителя, а вслед за ней и собственника кардинально меняет к лучшему их бизнес”. Руководитель центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов отмечает, что у большинства российских автопроизводителей нет перспективных планов технической модернизации производства. “АвтоВАЗ”, по его словам, должен сначала решить проблемы сбыта, а затем привлечь крупного стратегического инвестора. “Тогда его бумаги могут подорожать на 30–40%, – говорит он. – В противном случае они навсегда останутся аутсайдерами”.

“Тройка Диалог”, “Ренессанс Капитал”, ОФГ, “Уралсиб” и “Атон” рекомендуют “держать” эти бумаги, Альфа-банк и “Брокеркредитсервис” – “покупать”, оценивая справедливую стоимость на 15–30% выше рыночной. В четверг в РТС бумаги котировались по $26,5–28.

В день отставки Каданникова акции автокомбината взлетели на 12%, с момента ухода бумаги выросли на 19%, а индекс РТС повысился на 6,8%. Хотя весь год эти акции были одним из главных аутсайдеров фондового рынка: с начала 2005 г. они подорожали лишь на 2,4%, хотя индекс РТС вырос на 58,3%.

Большинство инвесторов и аналитиков довольно прохладно оценивали перспективы акций “АвтоВАЗа”. Аналитик инвесткомпании “Церих Кэпитал Менеджмент” Олег Черкашин отмечает, что “АвтоВАЗ” год от года теряет долю рынка в пользу автомобилей иностранных марок – в первом полугодии текущего года этот показатель сократился с 41% до 28,5%. При этом российский рынок автомобилей выглядит привлекательно. Темпы его роста до 2010 г. оцениваются в 7% в год, но эта цифра может быть и выше благодаря потребительскому буму и росту объемов автокредитования. “Владимир Каданников и его команда прочно ассоциировались с провальными финансовыми результатами предприятия, – говорит Черкашин. – Его уход дает возможность предприятию начать радикальные преобразования и может стать мощнейшим стимулом роста акций “АвтоВАЗа”. Черкашин сравнивает уход Каданникова с отставкой бывшего председателя правления “Газпрома” Рема Вяхирева в конце мая 2001 г. Новая команда, по мнению аналитиков, смогла переломить отношение инвесторов к “Газпрому” как к неповоротливой и неэффективной компании. Акции же газового концерна стали в последние годы бесспорным фаворитом российского рынка.

Представители “АвтоВАЗа” не стали обсуждать перспективы его акций, хотя сам Каданников не раз говорил, что их справедливая цена – $45–50. Представитель миноритарных акционеров в совете директоров “АвтоВАЗа” и президент компании AG Capital Альберт Гавриков связывает рост акций “АвтоВАЗа” после отставки Каданникова с эмоциями инвесторов. “Каданников – это легендарная личность и заслуженный автопромышленник, – говорит он. – Пока не известно, будет ли новый руководитель лучше”. Хотя Гавриков не сомневается в хороших перспективах автокомбината и считает справедливой ценой его акций $50–60.