Лакомый абсурд


Прежде “еврооскары” именовались “феликсами” (не в честь Феликса Эдмундовича, а в честь каннского кафе, где в конце 1980-х знаменитые режиссеры Старого Света во главе с Вимом Вендерсом и придумали эти призы в пику “Оскару”). Теперь они безымянные, что их PR-кампании не на пользу. Став престижными, эти официальные награды Европейской киноакадемии по-прежнему не слишком раскручены и, в отличие от оригинальных “Оскаров” или каннской “Золотой пальмовой ветви”, публике не очень известны. Мы бы предложили назвать их “Киноевро” (копирайт наш) – глядишь, публика встрепенулась бы.

Другое дело, что все евролидеры года ни евро, ни долларов особо в прокате не собирают.

Но про фаворитов. Шесть претендентов на звание лучшего еврофильма-2005 – это знакомые нашим киноманам “Скрытое” работающего во Франции австрийца Михаэля Ханеке, каннский триумфатор года “Дитя” братьев-бельгийцев Дарденнов, только что вышедший у нас фильм совсем уже классика немца Вима Вендерса “Входите без стука” и “Мое лето любви” – романтическая лесбийская история от талантливого, творящего в Великобритании поляка Павла Павликовского. А также немецкий прогрессивно-патриотический фильм из времен Гитлера “Софи Шолл: последние дни” неизвестного прежде Марка Ротемунда (фильм возвеличен в 2005-м фестивалем, понятно, в Берлине, где пройдут итоговая евроакадемическая церемония и расположена штаб-квартира сей организации). Последний претендент – “Братья” датчанки Сюзанны Биер, которые попали в шорт-лист за политику (действие происходит во время миротворческих акций НАТО на недружественных европейских территориях).

По количеству номинаций абсолютными фаворитами стали “Скрытое” (фигурирующий в семи из девяти категорий, включая “лучшую режиссуру” Михаэля Ханеке, “мужскую роль” Даниеля Отоя и “женскую” Жюльетт Бинош), “Братья” (шесть номинаций), “Входите без стука”, “Мое лето любви” и “Долгая помолвка” французского фантазера Жан-Пьера Жене (где номинирована и актриса Одри Тоту).

Отметим равнодушие евроакадемиков к “Мандерлею” Ларса фон Триера: лишь три номинации – за лучшую работу оператора, композитора и художника. Тем более отметим игнорирование академиками самого артистически выверенного еврофильма года – “Солнца” Александра Сокурова. За все годы существования академии с начала 90-х наши фильмы брали ее главный приз лишь однажды – 1991-й, “Урга” Никиты Михалкова.

Зато мы опять в надеждах. Два года назад верх в особой, десятой номинации – “Еврооткрытие года” – достался “Возвращению” Андрея Звягинцева. Теперь открытием может быть признан фильм “4” Ильи Хржановского.

В России – бум отечественного кино, побивающего все рекорды в прокате. “Ночной дозор” собрал больше $10 млн и в прокате европейском. Но из всех наших новых фильмов Европа-2005 оценила лишь самый маргинальный. У него шесть соперников, во всех смыслах “левых”, названия которых ничего не говорят даже автору этих строк, хотя он и старается быть в курсе мирового кинопроцесса. Но, учитывая победу фильма “4” на таком значимом киноманском фестивале, как Роттердамский, шансы нашего фильма на триумф, возможно, и высоки.