НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Мысли в массы


“Мы вас любим... в глубине души... где-то очень глубоко...” – слова из культового советского фильма “Служебный роман”, адресованные начальнице по прозвищу мымра, отражали не только двойные стандарты управления, царившие в организациях, но и двойные стандарты общества. Схожие стандарты, но уже в Америке, обнаружили Харви Роббинс и Майкл Финли. Дотошно изучив корпоративную жизнь, они пришли к выводу, что компании и команды живут двойной жизнью – жизнью в соответствии с корпоративными документами (иначе именуемыми P&P, т. е. “Процедуры и процессы”) и жизнью реальной.

Для преодоления двойных стандартов в любой организации авторы призывают для начала указывать на P&P срок годности, как на лекарствах. Правда, при этом остается открытым вопрос о том, кто будет выписывать эти лекарства и ставить на Р&Р новый срок годности. Роббинс и Финли не скрывают, что в большинстве организаций их выписывают многочисленные централизованные отделы, в итоге “такие отделы превращают “большую книгу” в религию, поскольку это все, что у них есть”.

Но это не главная идея книги. Суть ее в том, что оздоровление любой организации, по мнению Роббинса и Финли, в руках самих работников, но для выполнения “лечебных процедур” они должны научиться самостоятельно создавать команды. Правда, на стадии их формирования часто выясняется, что в организации есть три типа работников: “X – асоциальный тип, Y – вялотекущий шизофреник, a Z — просто осел”, а рядом при более внимательном изучении можно обнаружить негодяев и болтунов, командных паразитов и даже оборотней. Но это не самое худшее, что есть в команде. Авторы твердо убеждены в том, что лишенная ясных целей команда оказывается в яме. “Чтобы измерить ее длину, ширину и глубину, а также объем свежего воздуха, нужно понять внутреннюю природу цели или задачи, – пишут они. – Если угодно, “душу” цели”. При этом они ссылаются на авторитет гуру менеджмента Уильяма Эдварда Деминга, который однажды очень ясно сказал: “Цели, выраженные в цифрах и процентах, приносят больше вреда, чем пользы”. Кстати, ссылки на авторитеты помогают авторам оттачивать собственные мысли, а не заниматься, как это, увы, нередко бывает, плагиатом.

Вот как Роббинс и Майкл Финли, например, отделяют стратегические цели организации от командных. Первые, по их версии, долгосрочны и обширны, вторые обычно намного скромнее и включают в себя непосредственно саму задачу, границы действий, достижимый уровень производительности, срок исполнения и, что особо важно для команды, клиента организации.

Роббинс и Финли напоминают читателю, что в крупных организациях, если “цели всех команд не согласуются в рамках всеобъемлющей суперцели, по этим командам начинает звонить колокол”. В итоге ситуация в таких командах напоминает комикс, где две железнодорожные компании с двух сторон строят железную дорогу; наконец они встречаются в штате Юта, чтобы вбить “золотой костыль”, и обнаруживают, что у них разная ширина железнодорожной колеи.

Чтобы команды не попали впросак и избежали подвохов на пути выполнения цели, Роббинс и Финли предлагают им воспользоваться решеткой полномочий, четко разделяющей сферу ответственности каждого участника команды. Четыре параметра, требующие определения границ, – ресурсы, график, количество и качество – нужны для уточнения единой командной цели. Но не команда, а ее лидер заполняет центральный квадрат – цель, к которой стремится команда. Помещая команду за решетку полномочий, авторы не забывают о таком емком понятии, как “кровь команды”. Они пишут о том, как долго искали метафору, которая бы показывала, как важно доверие. Вначале это был образ пищи: “Доверие – это пища, питающая команду”. Потом – топливо и бензин: “Взрывоопасно, но все равно недостаточно сильно”. Далее был кислород, а уже после него возникла идеальная метафора – кровь. “Доверие – это кровь команды, – пишут авторы и уточняют, что это река, несущая ее вперед, река, где пульсирует жизнь, которая вносит силу и интеллект во все, что делает команда”.

Из доверия между членами команды родились многие шедевры. Например, дуэт психолога Роббинса и журналиста Финли создал этот бестселлер. “Почему не работают команды?” газета Financial Times назвала “лучшей книгой по менеджменту”.