Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Интернет-кафе держатся на туристах


В последнее время активные пользователи перемещаются из интернет-кафе к домашним компьютерам, отмечают участники рынка. Гендиректор сети интернет-центров Cafemax Владимир Плешаков признает, что рост пользователей домашнего Интернета серьезно влияет на бизнес интернет-кафе. “Некоторые из интернет-кафе, особенно небольшие, вынуждены закрываться”, – говорит он.

Аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева называет бизнес интернет-кафе “нишевым”. Она говорит, что аудитория таких заведений серьезно ограничена: это либо молодежь, которая приходит играть по Сети, либо люди, у которых нет компьютера или доступа к Интернету. “И даже эта аудитория сокращается, – отмечает Толмачева. – Проникновение компьютеров растет, а с развитием широкополосного доступа можно играть по Сети, не выходя из дома”.

По оценке президента компании “Альфа” (управляет сетью компьютерных магазинов “320-80-80”) Анатолия Григорьева, ежегодно в Петербурге продается около 500 000 персональных компьютеров. Последние два-три года продажи настольных компьютеров растут на 10–15%, а ноутбуков – на 60% в год.

“Крупные интернет-кафе в центре живут за счет иностранцев и приезжих, которые за чашкой кофе могут, например, проверить почту, отправить пару писем”, – рассказывает администратор одного из таких заведений, расположенного на Невском проспекте. По его словам, расположение на одной из центральных улиц – обязательное условие доходности подобных заведений.

“Владельцы интернет-кафе вынуждены искать помещения поблизости от наиболее оживленных улиц, однако не могут позволить себе prime-location”, – констатирует гендиректор компании Stanley Estate Мария Тиника. По ее оценке, верхний предел арендной ставки, который могут позволить себе представители этого бизнеса, – около $40 за 1 кв. м в месяц. Но по таким ценам в центре сдаются неудобные для ритейла площади, считает Тиника.

Точки, расположенные за пределами исторического центра, работают в формате компьютерных клубов, где основную массу клиентов составляют подростки, играющие в игры, а Интернет является скорее дополнительной услугой, добавляет администратор интернет-кафе на Невском. Участники рынка отмечают, что во многом рентабельность интернет-кафе удается поддерживать благодаря дополнительным услугам. “IT-услуги приносят компании до 70% выручки (кроме доступа в Интернет это компьютерные игры, а также услуги по распечатке, копированию и т. д.), а оставшиеся 30% обеспечивает общепит”, – говорит Плешаков.

А Андрей Кузьмин, директор компании “Зебра Телеком СПб” (специализируется на IP-телефонии), открывшей в марте 2004 г. интернет-центр на Невском, 85, добавляет, что, по предварительным данным, оборот центра в этом году составит более $200 000, из которых около половины доходов приносит входящее в его структуру кафе.