ВОПРОС ДНЯ: Что ждет общественников?


Кампанию по перерегистрации НКО в 1999 г. многие организации не пережили, они не смогли ее пройти в краткие сроки. Новый законопроект может нанести еще больший удар. Согласно законопроекту орган, уполномоченный контролировать деятельность НКО, сможет запрашивать любой документ в любой момент. Это чревато злоупотреблениями. В стране порядка 400 000 НКО, и обеспечить постоянный контроль над всеми нереально, следовательно, будет действовать избирательный принцип по политическим мотивам. В середине 2002 г. были приняты поправки к Налоговому кодексу. Оставили только пять областей деятельности, на которые можно направлять не облагаемые налогом гранты, и был введен список грантодающих иностранных организаций, не облагаемых налогом. В 2004 г. была попытка еще больше ужесточить финансирование НКО. Однако в результате длительных переговоров гражданских организаций с правительством в июне этого года приняли поправку, расширившую сферу деятельности грантов, она вступит в силу с 1 января.

Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека

Можно предположить, что у государства были намерения сделать деятельность организаций более прозрачной по образцу английской модели, согласно которой организация, признанная благотворительной, освобождается от налогов. У нас же вводится орган контроля. Будет осуществляться борьба с НКО определенного типа, что не соответствует модели. Количество НКО уменьшится в разы. Государство должно участвовать в деятельности НКО, но в качестве партнеров, а не оценщиков. Очень волнует то, что изменения в законе предусматривают фактически запрет на деятельность иностранных НКО в России. Россия противопоставляет бизнес-инвестиции, которые она приветствует, социальным инвестициям.

Наталья Каминарская, исполнительный директор Форума доноров

Затруднения возникают при финансировании общественных организаций. Финансирование внутри страны силами отечественного бизнеса крайне затруднено, он сильно запуган и не имеет свободной возможности выбирать проекты по собственному разумению. Если возникнут затруднения финансирования зарубежными фондами, это будет большим ударом. Мы пока особого давления не испытываем.

Георгий Сатаров, президент политологического фонда “Индем”

Благотворительные организации рассматриваются как организации, которые созданы для того, чтобы что-то украсть или отмыть деньги и т. д., и применяют к ним драконовские методы. Мне выпала большая честь в сентябре следующего года для организации “Евро-азиатские адвокаты” организовать съезд в России. Я посоветовался с российскими организациями, могу ли я создать новый фонд или открыть специальный счет в банке для сбора средств, но мне говорят, что это настолько сложно, что лучше не связываться. На таких примерах можно доказать, что законодательство должно быть изменено.

Александр Добровинский, адвокат