Факторинг без “Уралсиба”


“В мировой практике факторингом занимаются отдельные компании или специализированные банки”, – говорит замначальника управления факторинга Промсвязьбанка Виктор Носов. По российскому законодательству заниматься факторингом без банковской лицензии нельзя.

Образованное в 1999 г. факторинговое подразделение банка “ИБГ “Никойл” (сейчас – “Уралсиб”) в 2004 г. было выделено в отдельную компанию – НФК “Уралсиб-Никойл”. Теперь компания решила и вовсе отказаться от брэнда “Уралсиб”. С октября официально зарегистрирован новый брэнд – банк “Национальная факторинговая компания” (НФК). “Наш бизнес зародился в банке “ИБГ “Никойл”, поэтому при создании самостоятельной компании [в 2004 г.] нам было важно подчеркнуть преемственность, – пояснил председатель правления НФК Михаил Трейвиш. – А за полтора года наш бизнес вырос почти в четыре раза”. Сменой названия в НФК хотят подчеркнуть изменение своего положения на рынке. Также в планах компании – стать акционерным обществом (сейчас – ООО).

“Мы можем рассчитывать на доминирование в этом бизнесе, если будем работать с клиентами всех банков”, – объясняет решение дистанцироваться от “Уралсиба” Трейвиш. Кроме того, между банковским бизнесом “Уралсиба” и бизнесом НФК была конкуренция, добавляет Трейвиш.

Последует ли за отделением от корпорации смена владельцев НФК, пока не ясно. “Дальнейшая продажа НФК – одно из возможных последствий”, – говорит Трейвиш. Впрочем, по словам исполнительного директора ФК “Уралсиб” Александра Вихрова, “пока в планах корпорации – увеличивать стоимость НФК и ее прибыль”.

Трейвиш считает, что стоимость бизнеса НФК повысит отказ от упоминания “Уралсиба” в названии. Впрочем, пока в компании не берутся оценивать стоимость своего брэнда без “Уралсиба” и стоимость бизнеса.

По данным самой НФК, ее оборот по итогам девяти месяцев 2005 г. составил $1 млрд. В НФК рассчитывают, что по итогам года он вырастет до $1,5 млрд. Капитал компании – $55 млн. По словам главы представительства Hansalesing Виталия Ляскавки, оценка стоимости факторинговой компании аналогична оценке банка: “Учитываются ее капитал и оборот”.

По мнению Носова, модель развития факторинга внутри банка имеет свои преимущества: “У подразделения нет необходимости привлекать средства для развития бизнеса, а клиент, пришедший в банк только за услугой факторинга, часто становится клиентом банка и по другим продуктам”. По его словам, НФК может быть продана “Уралсибом” с большой вероятностью. Носов считает, что факторинговый бизнес должен существовать в рамках отдельной компании: “Очень важно быстро принимать решения, но из-за большого количества формальностей в банках это весьма сложно”. На рынке сейчас очевидна тенденция выделения отдельных направлений деятельности в самостоятельный бизнес, соглашается зампредседателя правления Импэксбанка Алексей Коровин.