“Хоум Кредит” нашел “Эльдорадо”


До конца 2003 г. эксклюзивная возможность кредитовать покупателей “Эльдорадо” была у банка “Русский стандарт” – лидера рынка потребительского кредитования. Только за январь – август этого года “Эльдорадо” обеспечило этому банку 28% прироста портфеля потребительских кредитов, хотя в магазинах сети работают и банки-конкуренты, включая и “Хоум Кредит”.

Однако еще в начале года торговая сеть решила вернуться к прежней системе и объявила среди банков тендер по выбору эксклюзивного партнера, который получает право предоставить кредитов более чем на $3 млрд в течение двух лет. Но за это от банка требовался денежный взнос и страховка “Эльдорадо” от возможных потерь, если банк в одиночку не справится с наплывом заемщиков. Банку также предлагалось определить фиксированный доход, поступления сверх которого (т. е. разница между эффективной рыночной ставкой и теми условиями, на которых банк готов работать) отходили бы магазину. Кроме того, на решение о выдаче кредита он должен тратить не более 15 минут, причем оно должно быть положительным в 90% случаев. Во всяком случае такие условия были изложены в тендерной документации, копия которой имеется у “Ведомостей”.

Представители “Эльдорадо” отказались обсуждать условия и ход тендера по выбору банка-партнера.

Победитель уже к 1 сентября должен был начать работу не менее чем в 400 магазинах, а к 1 декабря – во всех магазинах сети в России. Однако к назначенному сроку выбор партнера так и не был сделан, поскольку банки не соглашались на столь жесткие условия, рассказал “Ведомостям” сотрудник одного из заинтересованных банков. “Согласиться на такие условия для нас означало бы работать в убыток”, – признается заместитель председателя правления одного из банков. “Логика магазина понятна – большой процент отказа в кредитах отпугнет клиентов. Но тогда риск банка должен перекрываться процентной ставкой”, – добавляет его коллега из другого банка.

Менеджер сети, торгующей бытовой техникой, сообщил “Ведомостям”, что тендер завершился в октябре победой банка “Хоум Кредит”. В этом банке отказались от комментариев, однако о его победе уже знают и конкуренты. По сведениям банкиров, “Хоум Кредит” намерен довольствоваться доходностью в 24–26% годовых, зато “Эльдорадо” посулило банку, что в результате маркетинговых приемов 80% от всех продаж сети будут идти в кредит. В 2004 г. почти половина продаж “Эльдорадо” приходилась на торговлю в кредит, и в этом году сеть рассчитывает продать в кредит товары на $1,6 млрд при общей выручке в $3,5 млрд.