Проект “Б”: Коварный льстец


Известно, что некоторые преуспевающие адвокаты зарабатывают не успехами в судах, а правильным обхождением с клиентами. Даже проиграв дело, их доверители уходят убежденными в собственной правоте.

Есть два типа придворных. Верный советник будет яростно защищать своего соверена на публике, но скажет ему всю правду в личной беседе. Визирь-льстец будет превозносить господина и в собрании, и без свидетелей. Он будет говорить о великой мудрости короля, нападать на его врагов и всегда предсказывать только победы. Как правило, королям нужны и те и другие – не каждый вытерпит постоянную бескомпромиссную честность. Но мудрый правитель лести все-таки предпочтет откровенность.

В наше время льстецы, кажется, на подъеме. Карла Роува, главного политтехнолога Джорджа Буша, некоторые включают в тройку самых влиятельных людей в мире. Аластер Кемпбелл, бывший пресс-секретарь премьер-министра Британии, лично фильтровал информацию, которая в итоге привела страну к участию в войне. Старые добрые госслужащие, которые умели смирять энтузиазм хозяев порциями холодного реализма, вытесняются из рядов политических советников. Суровые и осторожные банкиры прежних лет уступили место поколению консультантов и инвестбанкиров. Их подход: невозможное возможно, и этого мира мало, вам нужно только пожелать, мой господин.

В этом новом мире Буш вполне может считать себя великим государственным деятелем, а Берни Эбберс (бывший глава WorldCom, чемпион по бухгалтерским припискам) – деловым гением. Современные лидеры могут окружить себя группами безоговорочной поддержки, где бы они ни находились.

Бухгалтеры, которые когда-то называли себя профессиональными советниками, сейчас называются бизнес-консультантами: их задача не обеспечить профессиональный уровень ведения дел у клиента, а реализовать его и собственные амбиции. Юристы, к примеру, собирают жертв трагедий, чтобы с помощью групповых исков выбивать деньги из компаний и государств. У держателей полисов компании Equitable Life, акционеров Railtrack, кредиторов банка BCCI, у жертв других мошенничеств и трагедий есть все причины расстраиваться. И конечно, они будут хвататься за любую, даже самую надуманную возможность призвать обидчиков к ответу. Такие люди очень уязвимы. Они так счастливы любому новому стороннику, что не станут задумываться о его мотивах.

Когда лояльность доминирует над честностью, результат не всегда оказывается сразу провальным. Журналисты могут иногда уступить давлению со стороны политтехнологов и подать ту или иную новость в нужном свете. Услужливые аналитики и договороспособные бизнес-гуру могут поддаться на уговоры гендиректоров.

Но реальность в конце концов отвоюет свое. Это, конечно, совпадение, что компания Би-би-си начинает масштабные съемки фильма “Холодный дом” как раз сейчас, когда заканчиваются дорогостоящие судебные баталии по делам Equitable Life, BCCI и Railtrack. Но диккенсовская тема звучит очень современно: сейчас, как и в романах XIX в., в результате долгих тяжб выигрывают прежде всего юристы, а не клиенты. Карл Роув и Аластер Кемпбелл оказали своим высокопоставленным доверителям медвежью услугу. Эбберсу грозит пожизненное заключение, а банки, которые его поддерживали, процветают. Все-таки лучше быть льстецом, чем объектом лести. (FT, 8.11.2005)