КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: Зеленые сокровища


Жилой дом в районе Бруклина Краун-Хайтс принадлежит Сьюзан Бойль и Бентону Брауну и отнюдь не похож на хижину. В 2001 г. они купили здание площадью 1400 кв. м, построенное в середине XIX в. Промышленное здание из красного кирпича было покрыто граффити снаружи и голубиным пометом внутри, говорит Бойль.

В течение следующих трех лет Бойль, которая работает в экологическом фонде, и Браун, скульптор, превратили здание в жилой дом на шесть апартаментов. Пять сейчас сдаются в аренду, а сами они занимают два верхних этажа с высокими потолками, стенами с кирпичной кладкой, из которых поверх бруклинских крыш открывается великолепный вид на Манхэттен.

Чтобы перестроить купленное “сокровище”, Бойль и Браун создали собственную компанию. Они настаивали на использовании экологически чистых материалов и даже связались с компанией – крупнейшим в США поставщиком переработанной золы, хотя местные производители цемента наотрез отказывались добавлять ее в бетон. Зола, получаемая в качестве отходов производства на угольных электростанциях, может заменить часть портленд-цемента при приготовлении бетонной смеси, таким образом снижая потребность в энергоемком цементном производстве.

Зола – не самый разрекламированный из “зеленых” продуктов, однако Бойль и Браун не экономили и на более сложных усовершенствованиях, таких как солнечные батареи, за счет которых сейчас покрывается порядка 30% потребностей дома в электроэнергии.

Не снос, а демонтаж

Когда речь заходит о создании экологичного – “зеленого” – дома, слово “снос” произносить не принято. Вместо этого используют другой термин – “демонтаж”. Иными словами, старые сооружения разбираются вручную, чтобы по возможности сохранить материал, из которого они сделаны. Бойль и Браун извлекли из старого здания десятки массивных деревянных балок и превратили их в половые доски, полки, подоконники и т. д.

Еще один пример демонтажа: в Сан-Франциско архитектор Джеффри Гэйнер и его жена Лесли Спринг, которые живут в старинном викторианском доме 1894 г., расширили и модернизировали старую кухню. Они убрали стены между кухней, столовой и кладовкой. Но вместо того чтобы снести стены и отправить их обломки на свалку, Гэйнер их, что называется, переработал.

Старые стенные распорки из пихты, срубленной более века назад, превратились в декоративный стеллаж высотой 3,3 м – от пола до потолка. При необходимости этот стеллаж с отчасти застекленными полками “можно полностью разобрать”, говорит Гэйнер, “дерево использовать повторно, а металл и стекло переработать”.

“Экологическое” переоборудование здания связано не столько с применением новых продуктов и ультрасовременных технологий, сколько с разумным использованием существующих материалов. В сущности, очень немногие из принципов, заложенных в основу экологического строительства, являются действительно новыми. Сейчас, как и раньше, рекомендации специалистов довольно банальны: улучшайте жилища вместо того, чтобы их сносить; максимально используйте вторичные материалы; стройте с использованием местных материалов.

Едва ли какие-то материалы могут быть более “местными”, чем два гигантских дуба, упавших около дома Сьюзан Джоунс и Роба Элиа в пригороде в 40 мин пути от Сан-Франциско. Упавшие деревья обычно рубят на дрова или измельчают на удобрения, но Джоунс нашла для них более благородное применение. При содействии компании Leger Wanaselja Architecture из Беркли, Калифорния, она использовала деревья, превратив их массивные ветви в опоры, поддерживающие крышу ее недавно реконструированного дома. Огромные стволы были распилены в длину и пошли на столешницы для кухни, бара и обеденного стола. Джоунс до сих пор удивляется тому, что “дерево было всего в 70 м от дома”.

Строительство с опорой на местные ресурсы приобретает другое значение, когда речь идет о городских проектах. На пункте приема вторсырья в центре Лос-Анджелеса архитектор Дженнифер Сигал из Office of Mobile Design совместно с застройщиком Ричардом Карлсоном построила великолепный современный дом, используя выброшенные материалы, включая четыре алюминиевых и стальных контейнера для морских грузов.

“Морские контейнеры стояли там, – говорит Сигал. – Мы их не двигали. Все, что мы сделали, – это отрыли вокруг них траншеи, проделали в контейнерах отверстия и покрыли их новыми материалами”.

Контейнеры шириной 2,7 м установлены по два один на другом с каждой стороны дома. Найденные тут же стальные балки использованы как перекрытия между ними и образуют каркас с высокими потолками для кухни и жилых помещений. Сами контейнеры используются как полуизолированные зоны для работы, сна и приема пищи. Со стеклянной стеной в два этажа на фасаде, садом, напоминающим оазис, и забором из ржавых стальных панелей, отделяющих дом от окружающего промышленного района, дом из переработанных материалов выглядит великолепно.

Превращение судовых контейнеров или других крупногабаритных отходов в жилые дома – занятие не для слабых. “Это необычные проекты, – говорит Сигал. – Они не развиваются по традиционному пути. У вас должна быть склонность к приключениям, к предпринимательству”.

Предприимчивость – свойство многих сторонников “зеленого строительства”. После того как Сьюзан Джонсон, бывший менеджер известной технологической компании, променяла перенаселенную Силиконовую долину на красоты гор Сьерра-Невады, она ни секунду не сомневалась, что ее новый дом будет “зеленым”. “Я оборудовала солнечными панелями свой старый дом, – говорит она, – и любовалась на то, как счетчик электроэнергии вращался назад. Я захотела, чтобы так было всегда”. Дом Джонсон, построенный в Неваде на высоте около 1500 м в получасе езды от озера Тахо, фактически полностью обеспечен собственной энергией за счет мощных пассивных и активных солнечных систем.

Дом площадью 1000 кв. м, спроектированный компанией Arkin Tilt Architects из Беркли, получил в этом году премию Американского института архитектурного комитета по окружающей среде.

В Бельведере, небольшом городе в бухте Сан-Франциско, где царит расслабленная атмосфера одного из богатейших сообществ Калифорнии, Джордан Харрис тоже убедительно доказывает, “что стиль и экологичность совместимы”. “Наша цель заключалась в создании максимально энергономичного и при этом красивого дома”, – говорит он. С женой Джулией и двумя маленькими сыновьями они живут на краю бухты в перестроенном доме 1949 г. Проект перестройки дома, подготовленный архитектором из Сан-Франциско Кристофером Димом, поражает сдержанностью в сочетании с калифорнийским идеалом хорошей жизни – комнатами, незаметно перетекающими одна в другую, и стеклянными стенами, благодаря которым пространство внутри и снаружи сливается воедино.

Кроме гибридного автомобиля Toyota Prius и системы солнечных батарей мощностью 5 кВт, ничто в этом одноэтажном доме не наводило на мысли об экологичности. Однако, самые “зеленые” особенности проекта почти невидимы. Это бамбуковые полы, бетон с добавлением золы, обивка из красного дерева от старых винных бочонков, дерево, срубленное с учетом экологических требований и сертифицированное Советом по управлению лесным хозяйством, краски, которые не выделяют токсичных веществ, теплоизоляция стен из переработанной хлопчатобумажной ткани, высокоэффективные бытовая техника и система отопления.

Джулия Харрис благодарна строительной компании Fusion Building Co из расположенного неподалеку города Болинас за то, что все, “что осталось на стройплощадке, было переработано или использовано повторно”. А благодаря солнечным панелям счетчик электроэнергии Харрисов “вращается назад на большой скорости”, говорит Джордан, “мы возвращаем в сеть много экологически чистой электроэнергии”.

Теперь поиск экологически чистых энергетических решений обрел для Харриса огромное значение не только дома, но и на работе. Раньше он был топ-менеджером в сфере шоу-бизнеса и принимал непосредственное участие в руководстве такими знаменитыми марками, как Virgin Records и Work Group, которая принадлежит Sony Music. Сейчас Харрис – член правления компании Grobal Green USA, американского филиала международной экологической неправительственной организации Green Cross International. Харрис также основал компанию OZOcar, которую называет “первой в Нью-Йорке службой экологически чистых лимузинов”. OZOcar возникла на основе другой компании, которую Харрис создал в 2002 г. вместе с Global Green, чтобы возить голливудских знаменитостей на церемонию награждения премией “Оскар” на гибридных автомобилях. “Если быть “зеленым” станет модно, в этом движении станет принимать участие все больше и больше больше людей”, – верит он. (FT, Василий Кашин)