Квартирная агитация


В каждую квартиру

Политтехнолог Российской партии жизни (РПЖ) Роман Московченко рассказывает, что еще в сентябре партия решила сосредоточиться на “квартирной агитации”. Предвыборный штаб отказался от биллбордов, растяжек и дорогой телерекламы. “Щиты у дорог малоэффективны, неадресны, плохо доносят понимание партией проблем москвичей. Это вряд ли прибавит нам голосов”, – объясняет Московченко. Как выясняется, ту же технологию считают приоритетной и другие кандидаты. “С исчезновением думской трибуны в 2003 г. это самый эффективный способ”, – уверяет одномандатник от “Яблока” Алексей Навальный. Он выпустил листовки с подробным изложением своей программы в виде дверных табличек. Висящая на рукоятке двери подъезда или квартиры реклама обязательно окажется в руках входящего.

Правда, “Яблоко” использует и биллборды. В КПРФ от них отказались. Некогда монополисты в использовании технологии “от двери к двери” – коммунисты по-прежнему уповают на этот вид агитации. Кандидат от КПРФ по одномандатному округу № 3 Петр Милосердов работает сразу и на себя, и на партию. Распространенную на Украине в 90-х технологию уличного телевидения он активно применил во дворах своего округа. За 48 000 руб. в месяц арендует “ГАЗель” с переносным проектором, камерой, микрофоном, динамиками и прожектором. С наступлением вечера он включает аппаратуру, проецируя свое изображение на белый экран, установленный рядом с машиной, и начинает ток-шоу с жителями округа. За два-три часа разговоров собирается до 300 человек. Рядом молодые комсомольцы раздают партийную агитационную литературу.

Коммунисты обещают добраться до своего избирателя и в метро. “Партиям важно мобилизовать базовый электорат. К “дворовой и подземной агитации” наиболее восприимчивы пожилые, и это самый организованный электорат, который захватит на участки еще и родных”, – говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем.

Не массой, а лозунгом

Технология “от двери к двери” трудна тем, что требует большого количества добровольцев. Не все партии готовы задействовать такие людские ресурсы. Самыми многочисленными оказались команды агитаторов в РПЖ. По словам Московченко, в кампании задействованы 15 000 агитаторов, большинство из которых активисты партии. Около тысячи работают на договорной основе. У “Единой России” порядка 10 000 агитаторов. Подавляющее число – члены партии и активисты “молодежного “Единства”. В КПРФ на постоянной основе работает около 2000 человек. Людей со стороны нет – все это члены Союза коммунистической молодежи (СКМ) и КПРФ. Для разноса 2,5 млн экземпляров партийной газеты им потребовалось две недели. Сил явно не хватает. “Чтобы каждая семья в 15 московских округах ознакомилась с содержанием нашей программы, требуется 10 000–15 000 человек. Такого количества у нас нет”, – сетует секретарь ЦК партии по информационно-выборной работе Олег Куликов.

Еще скромнее силы у ЛДПР. Лидер московского отделения Игорь Ясинский говорит, что агитаторов всего 200. Но в них и нет нужды, уверены в ЛДПР: кампанию можно выиграть за счет активности лидера Владимира Жириновского. И за счет ярких лозунгов. В ЛДПР обещают на этой неделе выпустить листовки с призывом “Закрыть Москву от выходцев с юга!”.

“Примитивные призывы, к сожалению, эффективны, – говорит Юрий Коргунюк из фонда “Индем”. – После популярного ролика в 2003 г., где [Дмитрий] Рогозин предлагал [Сергею] Глазьеву не есть “невкусных” олигархов, тренд люмпенизации общественного мнения только усилился. Политики умело используют страхи”. Согласно октябрьскому опросу исследовательской группы “Циркон”, больше всего москвичи боятся терактов (51%), а также открытых межнациональных конфликтов (35%). “Если виновных в терактах найти сложно, то ответственность за миграционную политику легко возложить на московскую власть”, – резюмирует Коргунюк. “В последнюю неделю партии еще удивят избирателя”, – предсказывает Бадовский.