Есть из кого выбирать


Вчера Путин объявил о перестановках в своей администрации и Белом доме. Медведев отправился в правительство, чтобы в ранге первого вице-премьера довести до конца проекты здравоохранения, образования, в ипотеке, сельском хозяйстве. На их финансирование в 2006–2008 гг. заложено более 550 млрд руб. Карьерный рост Сергея Иванова, получившего статус вице-премьера к министерскому портфелю, связан, как сказал Путин, с несогласованностью действий военных министерств и ведомств. Оба назначения, уточнил президент, согласованы с премьером Михаилом Фрадковым. Перевод с периферии Собянина президент никак не объяснил, отшутившись.

Назначения готовились в секрете: один из помощников президента признался, что узнал о них лишь утром. Президент любит кадровые неожиданности: 2001 г. он двинул Сергея Иванова в министры обороны с почти заштатной должности главы Совбеза, его подчиненного Фрадкова поставил во главе налоговой полиции, а лидеру единороссов Борису Грызлову отдал МВД. В феврале 2004 г. Путин сместил с поста премьера Михаила Касьянова и поставил на его место Фрадкова, работавшего в то время послом России в ЕС.

В преемники к Фрадкову

“Медведева готовят на смену Фрадкову, – убежден чиновник правительства. – Он не справляется с нагрузками, и здоровье подводит”. Чиновник напоминает, что у Фрадкова, Жукова, а также министров финансов Алексея Кудрина и экономического развития Германа Грефа не складывалась командная работа. “На разногласия времени хватает, а на согласование нет”, – сокрушается он. Споры были по ключевым вопросам – от снижения НДС до среднесрочной программы 2006–2008 и амнистии капиталов.

После создания нынешней осенью совета по национальным проектам стало очевидно, что в стране будут два правительства, и для разрешения конфликта было решено делегировать Медведева, говорит чиновник администрации президента. Сотрудник правительства уверен, что национальными проектами дело не ограничится и первый вице-премьер настроит работу всего кабинета. Авторитет Медведева высок, ведь, будучи главой администрации, он фактически курировал и работу Фрадкова, и других министров. Чиновник со Старой площади характеризует Медведева как менеджера западного толка, а его совещания сравнивает с советом директоров зарубежных компаний, где “все выверено и нет лишних слов”. Другой добавляет, что Медведев за пять лет вырос: в последнее время активно готовил национальные проекты, “подчищал” за кабинетом последствия монетизации. Но ставить Медведева сразу премьером, по мнению чиновника, было нельзя – нужно несколько месяцев “обкатки”, поскольку тот не работал в правительстве.

Погоны для Иванова

Впервые за последние десятилетия министр обороны в России концентрирует в своих руках такую власть – ведь Иванов будет заниматься не только военной проблематикой, замечает немецкий политолог Александр Рар. Объясняя, зачем Иванову такая власть, Путин вспомнил, как участники совещания в Минобороны на прошлой неделе жаловались ему, что не могут договориться о реформе военно-промышленного комплекса.

После административной реформы военно-техническая политика оказалась в руках нескольких ведомств, которые начальник Генштаба Юрий Балуевский в разговоре с президентом сравнил с героями басни про лебедя, рака и щуку. Это Федеральное агентство по промышленности, Федеральная служба по гособоронзаказу при Минобороны и служба начальника вооружений Минобороны. Формально все эти ведомства координирует военно-промышленная комиссия правительства, но на деле координация исчезла и Иванову предстоит наводить порядок во всем этом хозяйстве, говорит еще один источник в военном ведомстве.

Впрочем, топ-менеджер крупной компании видит другой мотив повышения Иванова. По его мнению, в армии сильны националистические настроения и часть офицерства подвергает сомнению авторитет министра. “Пост вице-премьера показывает, что Иванова поддержал президент. Это его усилит”, – считает бизнесмен. А Александр Рар допускает, что Иванов составит конкуренцию Медведеву и Фрадкову – он считает его реальным кандидатом в премьеры в 2006–2007 гг.

Сибиряк из табакерки

Назначение Собянина – самая большая неожиданность. “Богатство России должно прирастать Сибирью. Думаю, что сибиряки лучше всего и знают, как это делать, поэтому на должность руководителя администрации президента назначается <...> Собянин”, – свел дело к шутке Путин, объявляя новость членам правительства.

Бизнесмен, знакомый с Собяниным, уверен, что его назначение в Кремль поддержали лоббисты из “Альфа-групп”. “Больше некому”, – уверен он, напоминая, как Тюменская нефтяная компания получила от региона помощь на освоение Уватского проекта. Руководители “Альфы” в последнее время частые гости в Кремле: за лето у Путина перебывали Михаил Фридман и Петр Авен. Впрочем, источник в администрации президента утверждает, что о Собянине помнили и без “Альфы” и тот уже давно был в обойме Путина. “Он участвовал в разработке реформ по разграничению полномочий и местному самоуправлению и демонстрировал полную лояльность администрации президента”, – говорит чиновник. “Тюмень не раз служила полигоном для кремлевских экспериментов”, – добавляет Ростислав Туровский, вспоминая муниципальную реформу.

Эксперт уверен, что пост главы администрации станет потолком карьеры Собянина: “Он не всегда успешно справлялся с поставленными задачами, например так и не смог организовать процесс объединения Тюменской области с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО”. Чиновник администрации убежден, что назначение Собянина не ослабит Старую площадь. “Замами по-прежнему остаются Игорь Сечин и Владислав Сурков, политический вес которых очень высок”, – говорит кремлевский чиновник.

Операция “Преемники-2005”

Политики и эксперты единодушны: решая назначениями тактические задачи, Путин начал операцию “преемник”. Сопредседатель фракции “Родина” Дмитрий Рогозин даже уверен, что теперь она вовсе решена, а преемником будет Медведев. Задача Медведева – воплотить президентские национальные проекты более чем на 550 млрд руб. Это лучшая должность, чтобы в выгодном свете презентовать себя избирателям, согласен руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Но сбрасывать со счетов другие кандидатуры Ясин не торопится: “Рассуждая о перечне преемников, никто не упоминает Сечина, а ведь он сегодня второй по влиятельности человек после Путина и может быть вполне реальным кандидатом на пост президента”. А политолог Станислав Белковский убежден, что операция “преемник” начнется не раньше февраля-марта 2006 г. Нынешние перестановки политолог связывает с победой Медведева над Сечиным в аппаратной борьбе – последний допустил ряд политических неудач, подпортив имидж власти в деле “Юкоса”. Назначения Медведева на место Фрадкова в ближайшее время ожидать не следует, убежден Белковский: правительству предстоит реализовывать не только популярные, но и крайне непопулярные решения и, назначенный на этот пост сейчас, Медведев может “сгореть” раньше времени.

Источник, близкий к Кремлю, согласен: Путин ставит в равные стартовые условия Жукова, Медведева, Иванова. “А через год будет сделан выбор, причем не между фамилиями, а между трендами в обществе”, – полагает он. Если зондаж укажет на крен в сторону жесткого госуправления, преемником поставят Иванова. При либеральных настроениях общества – Жукова. А если население четко не выразит свои настроения, то в выигрыше окажется Медведев. Менеджер крупной компании допускает, что шанс есть и у Собянина: “Другие успеют сгореть или просчитаться”.