У “Сургута” все больше денег


Но участники рынка не устают искать потенциальные объекты вложений для “Сургутнефтегаза”. Например, компания может выкупить миноритарный пакет “Роснефти”, говорит Лукашов. Чиновники планируют продать акции “Роснефти” на бирже и стратегическому инвестору, поскольку формальному владельцу госкомпании – “Роснефтегазу” нужно гасить долг в $7,5 млрд. А политолог и президент Института национальной стратегии Станислав Белковский на прошлой неделе предложил совсем иную версию: в публикации на Lenta.ru он утверждает, что “в плане на 2006 г. покупка 62% акций “Сургутнефтегаза” “Роснефтью” за сумму, близкую к $20 млрд”. Топ-менеджеры нескольких крупных инвестбанков, работающих в России, допускают, что власти подтолкнут “Сургутнефтегаз” к объединению с “Роснефтью”. Эту идею обсуждают и участники фондового рынка, и чиновники, но решений нет, говорит один из них. Инвестиционный банкир допускает, что из-за этого директора “Роснефти” отложили рассмотрение вопроса о консолидации и IPO компании. По его сведениям, некоторые высокопоставленные чиновники выступают за размещение бумаг единой компании. Объединив многомиллиардные ресурсы “Сургутнефтегаза” с долгами “Роснефти”, можно получить крупную нефтяную компанию, которая с блеском разместится на Западе, добавляет другой инвестбанкир. “Экономический смысл в таком объединении есть, – соглашается заместитель гендиректора “Метрополя” Андрей Руденко. – Но трудно представить, что менеджмент “Сургутнефтегаза” пойдет на это добровольно”. Он уверен, что гендиректор Владимир Богданов будет отстаивать независимость компании. В “Сургутнефтегазе” и “Роснефти” отказались комментировать эти версии.

Последние несколько лет непрерывного роста цен на нефть “Сургутнефтегаз” использовал, чтобы накопить побольше денег. “Денежные” статьи баланса компании растут каждый квартал, отмечает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов, изучивший отчет компании за III квартал 2005 г.

“Сургут” не раскрывает общую сумму накопленных средств и не дает подробных пояснений к отчету. Но ликвидные активы – это не только денежные средства, они могут скрываться в краткосрочных и долгосрочных финансовых вложениях и прочих оборотных активах, поясняет Лукашов. “Например, прочими оборотными активами можно назвать как средства, потраченные на топливо для разработки месторождений, так и деньги компании на балансе Сургутнефтегазбанка”, – говорит он. За девять месяцев эти статьи баланса в сумме выросли на 19% – до 388,2 млрд руб. ($13,8 млрд). Сильнее всего росли “прочие оборотные активы” и “краткосрочные финвложения”: они увеличились на 30% (до $6,5 млрд) и на 33% (до $2,7 млрд) соответственно. А вот денежные средства даже сократились в полтора раза – до $31,5 млн.

В отчете самой компании сказано о “необходимости накопления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в 2006–2010 гг.”. Только в строительство трубопровода с Талаканского месторождения нужно вложить $1 млрд, поясняет представитель “Сургутнефтегаза”, огромных инвестиций требует и освоение месторождений Восточной Сибири.

Накопления “Сургутнефтегаза” и их дальнейшая судьба давно интригуют аналитиков и конкурентов. Несколько лет назад брокеры сыграли на слухах, что эта компания купит “Сибнефть”. Потом компании представился шанс вложить свободные средства в покупку “Славнефти”, но “Сургут” сошел с дистанции. Следующий шанс появился в прошлом году, когда на продажу выставили “Юганскнефтегаз”. Победившую на аукционе фирму представляли менеджеры “Сургута”, но вскоре она была перепродана “Роснефти”.