ЦИФРА НЕДЕЛИ: $13 млрд. Раскулачат?


В нашей стране богатым людям вряд ли удается спать спокойно, даже если они думают, что заплатили налоги. Наверняка по ночам их тревожит призрак бывшего мультимиллиардера, а ныне зека Михаила Ходорковского или чудится голос свыше, регулярно напоминающий, что “за несколько лет нельзя заработать миллиардные состояния честным путем”. Похоже, теперь пришло время нервничать и богатым компаниям.

И вот наконец компания решилась на покупку: прикрывшись словами о “диверсификации активов”, она приобрела 35% телеканала Ren TV. Эта смехотворная по нефтяным масштабам сделка подала аналитикам и наблюдателям серьезный сигнал: судьба денег компании решается не в Сургуте, а в Москве. Теперь уже никого не удивляет, что к “угадайке” по поводу сургутских миллиардов подключились политологи. Но их рассуждения касаются уже того, по какой схеме одна из теневых кремлевских группировок приберет деньги компании. То ли “Сургут” заставят подороже выкупить акции “Роснефти”, чтобы поправить ее баланс, то ли, как предсказывает Станислав Белковский, “Роснефть” подешевле купит “Сургут” вместе с его кубышкой и решит этими деньгами свои проблемы. И тот и иной сценарий не предполагает права голоса у “Сургутнефтегаза” – отсутствие оного уже продемонстрировано публике “телевизионной” сделкой.

Вот, например, нефтяники из “Сургутнефтегаза” много лет копили деньги на некие суперпроекты, рачительно складывая миллиард к миллиарду, и собрали почти $13 млрд. Ведь гендиректор компании Владимир Богданов очень не хотел в случае чего одалживаться у банков, к которым несколько утратил доверие после кризиса 1998 г.

Неудивительно, что в последние годы инвестбанкиры, аналитики и журналисты периодически развлекались игрой “пристроим деньги “Сургутнефтегаза”. Это была не праздная забава: обрушившиеся куда-нибудь миллиарды сургутских долларов могли серьезно изменить расклад сил в нефтяной отрасли да и на финансовых рынках. Компании Богданова вполне было под силу купить “Сибнефть” или “Славнефть”, а уж на “Юганскнефтегаз” ей бы даже не пришлось одалживаться – хватило бы своих. Однако “Сургут” не стремился к таким приобретениям, а ограничивался текущими, хоть и немалыми, инвестициями в свои текущие проекты. А деньги от супервысоких цен на нефть все продолжали копиться.

Богданов думал, что “патриотизм” “Сургута”, в том числе и по части уплаты налогов, надежно защищает его компанию от претензий и посягательств властей. Он не учел человеческую психологию и магию больших чисел. И теперь у “Сургута” осталась, пожалуй, единственная возможность не оказаться съеденной пешкой – срочно вложить деньги в профильные активы. Если этот шанс еще есть. И если Богданов еще что-нибудь решает.