“Известия” опять купят


Вчера предправления “Газпрома” Алексей Миллер пообещал, что газовый холдинг постепенно избавится от медиабизнеса. По его словам, медийные активы “Газпрома”, которые сейчас находятся на балансе Газпромбанка, будут проданы как непрофильный бизнес. Но сроки глава “Газпрома” не назвал, а пока “Газпром-Медиа”, наоборот, занимается скупкой СМИ.

Как рассказал “Ведомостям” менеджер одного из крупных российских издательств, в ближайшие дни будет закрыта сделка по продаже 48% акций “Известий”, принадлежащих одной из структур компании “Менеджмент-Центр”. По его словам, покупатель – “Газпром-Медиа”, которому с лета принадлежат 50,7% акций. Начальник управления корпоративных отношений “Менеджмент-Центра” Олег Соломенцев не подтвердил и не опроверг сделку: “Менеджмент-Центр” всегда хотел либо купить, либо продать акции “Известий”, но договоренности нет”. По словам пресс-секретаря “Газпром-Медиа” Дарьи Литвиной, нет даже и переговоров. Однако информацию о готовящейся сделке подтвердил один из топ-менеджеров “Газпрома”.

В свое время в 1996 г. между “Лукойлом” и “Интерросом” развернулась настоящая схватка за акции “Известий”. Олигархи тогда вовсю использовали СМИ в качестве ресурса влияния, и каждый из холдингов пытался получить контроль над газетой с одним из старейших брэндов на рынке. Тогда больше повезло “Интерросу” – его структуры собрали контрольный пакет, а у “Лукойлу” досталось 48%. В 2003 г. нефтяной гигант уступил долю в “Известиях” структурам “Менеджмент-Центра”, владельцем которого рынок считает вице-президента “Лукойла” Леонида Федуна.

Источники “Ведомостей” утверждают, что “Менеджмент-Центр” вел переговоры о продаже своей доли в “Известиях” около двух лет. Сначала продавец пытался заинтересовать “Проф-Медиа” (“дочка” “Интерроса”), который скупил акции “Известий” у трудового коллектива с 1996 г. Последние пять месяцев, после того как “Проф-Медиа” продал свою долю в газете холдингу “Газпром-Медиа”, “Менеджмент-Центр” обсуждал такую возможность с новыми владельцами “Известий”.

Сколько “Лукойлу” удалось заработать на сделке, выяснить не удалось. По данным Национальной тиражной службы, средний дневной тираж “Известий” составляет 200 000 экземпляров, а читательская аудитория газеты, по оценке агентства TNS, – 357 000 человек. По словам одного из бывших топ-менеджеров газеты, совокупный доход “Известий” в 2004 г. от рекламы, продажи газеты и арендных сборов составил около $13–14 млн. “Исходя из этих цифр весь бизнес газеты может быть оценен в $20 млн”, – подсчитал управляющий директор Delta Private Equity Кирилл Дмитриев. Но в квартальных отчетах “Газпром” указал, что контрольный пакет в “Известиях” обошелся в $25 млн. Поскольку сумма сделки была обнародована, “Лукойл” вряд ли согласился бы продавать по другим расценкам, считает директор по медиаисследованиям TNS Gallup Media Руслан Тагиев. Он считает, что сделку бессмысленно оценивать рыночными методами, а ее подноготная политическая. Впрочем, гендиректор ИД Родионова Алексей Волин не согласен с коллегой – он считает, что газовая монополия решила повысить капитализацию своих медиаактивов накануне возможной продажи.

Источник, близкий к “Газпрому”, настаивает, что Газпромбанк ведет сейчас переговоры с рядом инвесторов о продаже им всего медийного бизнеса. Назвать потенциальных инвесторов он отказался. Собеседник “Ведомостей” добавил, что эти переговоры не связаны с желанием “Газпрома” продать Газпромбанк. Впрочем, представителю Газпромбанка ничего о таких переговорах не известно – он, наоборот, утверждает, что медийными активами занимается сам “Газпром”.