ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Праздник Святого Йоргена


“За поворотом, в глубине / Лесного лога, / Готово будущее мне / Верней залога”, – писал Борис Пастернак.

Внимательный анализ результатов социологических опросов в России за последние лет 5–7 показывает, что у большинства российского населения нет внутренней установки на успех. Есть установка на удачу. Это, конечно, нюанс отечественного менталитета, но в конечном итоге именно эта мелочь дает ответ на вечный вопрос о том, почему всякий раз, когда хочется как лучше, получается как всегда, почему мы почти Европа, но не до конца Европа, почему у нас демократия, но все время какая-то особенная – то управляемая, то еще какая-нибудь. И так далее.

Все дело в установках. На удачу, а не на успех. На случай, на везение, на возможность, которую нужно ухватить обязательно, потому что второго раза может не быть, на рывок, на перепрыгивание из феодализма в социализм. На чудо, в конце концов. Потому что это единственное, что в состоянии хотя бы в мечтах компенсировать хроническую бесперспективность длительных и целенаправленных усилий, ведущих к стабильному успеху. И это, к сожалению, основа российского менталитета, воспитанная за многие столетия. Отсюда и набор героев российского письменного эпоса – эти бесконечные Емели на печи, щуки с ведрами, царевны-лягушки, у которых за ночь свершаются стахановские трудовые подвиги, отсюда же и чудесные избавления пролетариата от злокозненных эксплуататоров и вера в то, что ради счастливого будущего весь мир нужно в одночасье разрушить до основания, чтобы на его месте построить нечто, не имеющее ни аналогов, ни исторических корней. Этот вечный праздник Святого Йоргена, эта сакрализация чуда как основного инструмента развития трансформировалась в такую модель модернизации, что уже больше трехсот лет ни один вменяемый аналитик не берется прогнозировать будущее России на сколько-нибудь длительный период времени.

Российские модернизации всегда вынуждены обстоятельствами, дискретны и насильственны. Они всегда, начиная, как минимум, с реформ Петра Великого, строятся по одной и той же схеме: построить Голландию в России или догнать и перегнать Америку, нимало не беспокоясь о том, что должны быть еще какие-то механизмы, позволившие Голландии и Америке опередить нас. Цель российских модернизаций – немедленный чудесный результат. А результат – деградация и нарастание противоречий, в неразрешимости которых опять рано или поздно зарождается мечта о новом чуде, новом модернизационном скачке.

К чему я все это? Вообще-то к “Левому повороту – 2”. К декларации Михаила Ходорковского о том, что России нужен реальный модернизационный проект, контуры которого уже видны – “неподалеку, там, за левым поворотом”. К тому, что в стране с такой устойчивой доминантой чуда в массовом сознании, с такой долгой традицией дискретных изменений социально-политической и экономической систем каждый новый пророк с достаточной харизмой и обещанием счастливого избавления за счет неожиданного поворота всегда имел много шансов стать мессией.

К чему я это все сейчас, когда в центре внимания уже не статья Ходорковского, а кадровые перестановки в правительстве? К тому, чтобы подтвержденный новыми назначениями приоритет национальных проектов не привел к такому росту расходов на социальную сферу, чтобы “левый” поворот в динамике роста экономики не стал необратимым.