Узнал себе цену

С. Портер

В ходе частного размещения, организованного “Тройкой Диалог”, свои доли в IBS продали компании AIG-Brunswick, BXA Investments и IFC. Было продано 7,3 млн акций по $15,5 за одну акцию. В меморандуме размещения, копия которого есть у “Ведомостей”, бенефициарами Croyton и BXA Investments названы основатели и топ-менеджеры холдинга – президент группы IBS Анатолий Карачинский, первый вице-президент группы Сергей Мацоцкий, а также старший вице-президент Сергей Эскин. Карачинский бенефициарно владеет контрольным пакетом группы IBS, а Мацоцкий и Эскин – более 5% группы каждый, указано в документе. Исходя из вчерашней оценки компании Карачинский “стоит” более $172 млн, а Мацоцкий и Эскин – более $17 млн. Основатели вчера продали 8% акций, но в какой пропорции, не известно.

Карачинский и Мацоцкий организовали IBS в 1992 году – компания торговала компьютерами, как это делали многие будущие лидеры российского бизнеса, а также продавала программы. Сам Карачинский рассказывал в интервью “Ведомостям”, что на его фирме трудилось 12 человек, и в основном они зарабатывали деньги, обеспечивая софтом газету “Коммерсант”. А первый контракт на $1 млн IBS получил у Мещанского отделения Сбербанка.

Карачинский не стал менять компьютерный бизнес на нефтяной и растил холдинг, развивая консалтинг и офшорное программирование. В итоге, оставшись в IT, он не стал миллиардером, но снискал признание. Теперь Карачинский входит и в правление РСПП, и в совет по конкурентоспособности при правительстве, и в экспертный совет при Минсвязи, и в другие лоббистские органы. Карачинский частый спутник Владимира Путина в поездках, а в этом году сопровождал президента в турне по Новосибирской области и Индии. “Лоббист от IT” – так называют Карачинского коллеги по отрасли. Сам он был вчера недоступен для комментариев – летел в самолете. IBS ситуацию не комментирует.

Продать долю в IBS предложили не основатели группы, а фонд AIG-Brunswick, купивший пакет IBS еще в 1997 г. В фонде отказались комментировать причины, но по условиям своего создания фонд должен быть расформирован в 2006 г. Кирилл Дмитриев, директор Delta Private Equity Fund и бывший менеджер IBS, отмечает, что оценка IBS в $344 млн оказалась ниже его ожиданий: ликвидность частного размещения ниже, чем публичного. “На открытом рынке, стоимость IBS была бы не ниже $400 млн”, – уверен он.

Но размещение IBS – тест, показавший, что инвесторам интересны акции наших IT компаний, продолжает эксперт. Delta владеет пакетом в системном интеграторе “Компьюлинк”, который планирует провести IPO в мае 2006 г.

Глава совета директоров группы TopS-BI Леонид Богуславский считает оценку стоимости IBS в $344 млн адекватной. Он напоминает, что AIG Brunswick получил более 20% годовой ликвидности: компания, продавшая свой пакет за $83 млн, приобрела его в 1997 г. за сумму около $20 млн. По словам Богуславского, по финансовым индикаторам стоимость IBS уже равна похожим компаниям из Центральной и Восточной Европы, но ниже, чем в Западной Европе и США. “При публичном размещении цена была бы выше”, – уверен он. По мнению руководителей одного из крупных системных интегратров, проблема IT-компаний, затрудняющая IPO, – непрозрачность импорта компьютерной техники в Россию. “Поэтому на нашем IT-рынке еще не было ни одного IPO”, – отмечает он. Свои акции на биржах размещали интернет-компании – РБК (текущая капитализация – $701 млн против $83 млн при размещении в 2002 г.) и Rambler ($230 млн). По словам Дмитриева, структура собственности IBS складывалась исторически, а Богуславский добавляет, что наше законодательство не позволяло надежно защитить бизнес от корпоративных захватов и рейдерских атак.