ВОПРОС ДНЯ: Найдется ли решение для Курил?


Успеха в переговорах по проблеме Курильских островов не может быть, потому что этого не может быть никогда. Думаю, переговорный процесс будет затягиваться до бесконечности. Когда сменится два-три поколения, вопрос потеряет остроту. В итоге Курилы останутся в российской собственности.

Станислав Ткаченко, проректор по международным связям Санкт-Петербургского государственного университета

По своему характеру мы далеки от наших восточных соседей. Мы стремимся к быстрым результатам. Они умеют давить и терпеть долго, очень долго. Вопрос Курил может зависнуть на стадии переговоров на десятилетия. Главное – не начать суетиться нам. Но я верю, что вопрос будет решен путем долгих кропотливых переговоров. Все упирается в положение России. Пока мы слабы, острова мы не отдадим. Это означает новую пощечину престижу страны. А японцы никогда не пойдут навстречу. Когда Россия станет наконец сильнее, она может пойти на уступки. Сильный может позволить себе уступить.

Яков Бергер, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Такого же быстрого и на первый взгляд неожиданного решения территориального вопроса, как с Китаем, быть не может. Значимость южно-курильских островов для России не в пример выше, чем территории, которые поделили с китайцами. Тем более на 2008 г. назначены президентские выборы. В стране явно усиливается национально-патриотический уклон. Решать курильскую проблему было бы для любого политика самоубийством. Судя по ситуации в регионе и развитию российско-японских отношений, в обозримом будущем какой-либо возможности для компромисса я просто не вижу.

Борис Шмелев, руководитель Центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН

Китай и Япония разные вещи. С Китаем вопрос о демаркации тянулся еще с царских времен. Японская история значительно короче – с послевоенного периода. Кроме того, Япония успела ратифицировать в парламенте декларацию 1956 г., где было упомянуто о добровольной передаче Японии Шикотана и группы островов Плоские (Хабомаи). Но за прошедшие полвека позиция Японии изменилась. Требования выросли до Южных Курил, а в программе компартии – до всех Курильских островов плюс Южный Сахалин. Россия обсуждает этот вопрос по доброй воле, хотя могла бы сослаться на декларацию 1956 г. и не вступать в споры. В целом проблема может пережить нас. Но внуков вряд ли. К тому времени этот спор превратится в исторический анахронизм.

Виктор Павлятенко, руководитель центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН