Красочное слияние
Как рассказал вчера президент Tikkurila Виса Пеккаринен, в конце прошлой недели его компания выкупила 100% компании “Краски Текс” у петербургского холдинга “Текс”. За 10% российского рынка, который, по оценке Tikkurila, занимает “Краски Текс”, финны заплатят $40 млн. Кроме того, Tikkurila возьмет на себя обязательства по кредитам российского производителя. Сумма долга компании по кредитам не разглашается, однако в начале 2004 г. холдинг “Текс” взял кредит ЕБРР на сумму $10 млн, из которых половину планировалось потратить на расширение производства.
По словам финансового директора холдинга “Текс” Николая Захарова, после продажи “Красок Текс” холдинг оставляет за собой оптовую торговлю стройматериалами. Кроме того, у компании остается такой источник доходов, как недвижимость, – компании принадлежат помещения, в которых расположены магазины “Строймастер”. Сама сеть “Строймастер” была продана в марте этого года финской же компании Kesko Corporation.
“Этой сделкой мы достигаем нашей стратегической цели – завоевания крупнейшей доли на рынке”, – говорит Пеккаринен. Годовую емкость российского рынка красок он оценивает в 500–600 млн евро.
Директор по связям с общественностью компании “Эмпилс” (входит в тройку крупнейших производителей краски на российском рынке) Геннадий Гордеев говорит, что это самая масштабная сделка на их небольшом рынке.
“Стабильный рост на рынках краски в странах СНГ в течение нескольких лет на уровне 5% в год привлекает крупных инвесторов”, – говорит он. По его словам, в 2002 г. свой завод в нашей стране построила голландско-шведская Akzo Nobel. До этого собственными производствами на Украине обзавелись компании Messert (Германия) и Sniezka (Польша). С учетом объема теневого производства со стороны мелких производителей он оценивает объем российского рынка на уровне $1 млрд.
Заместитель главы представительства Akzo Nobel в России Марина Колхина отмечает логичность шага Tikkurila: “Несмотря на то что наши марки, как и марки Tikkurila, во многом ориентированы на сегмент Do It Yourself (DIY), рынок слишком раздроблен, чтобы на нем чувствовалась конкуренция”.
А один из топ-менеджеров российской лакокрасочной компании отмечает, что дела Tikkurila на европейских рынках идут без особого успеха. “Ее прибыль в последние годы росла, однако оборот третий год подряд не меняется. Неудивительно, что финны наращивают присутствие на перспективном российском рынке”, – рассуждает собеседник “Ведомостей”.