По праву сильного


Выбирая нынешнего премьера, Путин консультировался с руководством “Единой России”. Но этот процесс не был публичным, и информация о том, что президент отверг кандидатуру лидера партии Бориса Грызлова, не была подтверждена официально. Но теперь “единороссы” рассчитывают “в перспективе” принять закон, по которому победившая на выборах в Госдуму партия сможет предлагать президенту кандидатуру руководителя правительства, объявил вчера Грызлов. “Это должен быть следующий шаг” после принятия аналогичной системы назначения губернаторов, считает он.

По российской Конституции председателя правительства назначает президент с согласия Госдумы. Но согласие это отчасти вынужденное – если депутаты трижды отвергнут выбор президента, он распускает Думу. А обязать его учитывать еще чье-либо мнение по поводу главы правительства нельзя. “Предложения по кандидатуре премьера, от кого бы они ни исходили, могут носить только рекомендательный характер, – объясняет бывший судья Конституционного суда Тамара Морщакова. – Право назначать премьера закреплено в Конституции, и без внесения изменений в нее нельзя изменить эту функцию президента”. Сам Путин неоднократно обещал не трогать сновной закон страны.

Вице-спикер Думы, “единоросс” Олег Морозов подготовил законопроект по поводу назначения премьер-министра, но из него не следует, что президенту придется прислушиваться к мнению “партии большинства”. “Президент может внести предложенную кандидатуру, а может – и нет”, – разъяснил Морозов журналистам. Он признался, что “из этических соображений законопроект будет направлен в администрацию президента для согласования”, а если Путин одобрит идею, то сам и внесет законопроект в Думу. В администрации президента вчера не стали комментировать инициативу лидеров “Единой России”. Но эксперты напоминают, что выступления Грызлова не идут вразрез с позицией Путина. “Все его формулировки согласованы с линией Кремля”, – констатирует замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Морщакова отмечает, что описанный Морозовым законопроект не противоречит Конституции, но и ничего не меняет – советовать президенту партии могут и сейчас. Тем не менее это значительно повысит статус победившей на выборах партии, убежден председатель конституционного комитета Совета Федерации и член “Единой России” Юрий Шарандин. “Отказ от предложенной [победившей партией] кандидатуры потребует серьезных объяснений, – пояснил Шарандин. – Поэтому назначить премьера без консультаций будет невозможно. И наоборот: у предложенного победившей партией кандидата будут очень хорошие шансы пройти голосование в парламенте”. Председатель думского комитета по конституционному строительству Владимир Плигин согласен, что это поможет усилить влияние парламента. Похожая политическая система действует во Франции. Там кандидатуру премьера тоже предлагает президент, который не обязан прислушиваться к мнению парламентского большинства. Однако на практике он всегда выполняет волю победителей.

В других партиях к инициативе “Единой России” отнеслись спокойно. “Этот законопроект лишь придает псевдодемократический флер внутрироссийской политике”, – убежден секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. “Это работа на свои интересы из расчета, что “Единая Россия” вечно будет правящей партией”, – добавляет зампред “Яблока” Сергей Митрохин. А лидер “Партии жизни”, спикер Совета Федерации Сергей Миронов предупреждает, что у “конъюнктурных” законов всегда есть обратная сторона: “Они [“единороссы”] еще пожалеют о нем, когда перейдут в оппозицию”.

Однако эксперты не сомневаются в том, что “Единая Россия” выиграет грядущие парламентские выборы, а ее усиление трактуют как подготовку к смене президента в 2008 г. “Путин не собирается уходить из активной политики, и место председателя усилившейся партии для него вполне подойдет”, – полагает Макаркин. А директор группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин считает, что движение в сторону “партийного” премьера свидетельствует о подготовке перехода Путина на работу в кабинет министров.