ВЕКТОР


Пайщики беззащитны

Арбитражный суд по заявлению Федеральной службы по финансовым рынкам аннулировал вчера лицензию управляющей компании “Топкапитал”. В этой истории поставлена точка, но вопрос пайщиков “Где деньги, Зин?” остается риторическим. В феврале ФСФР приостановила действие лицензии “Топкапитала” на полгода, а потом направила заявление в суд. Проблемы у “Топкапитала” начались после отзыва лицензии у банка “Олимпийский”, где у компании были расчетный и брокерский счета. После краха банка пострадали пайщики, ведь в нем зависло 64% активов ПИФов на 8 млн руб. Теперь интересы пайщиков представляет Первый расчетный спецдепозитарий, где учитывались активы ПИФов, но он стал кредитором третьей очереди. Поэтому ждать денег пайщикам бессмысленно. Если бы брокером “Топкапитала” был не банк, а инвесткомпания, то проблем бы не было: в таком случае требования кредиторов на спецброкерские счета обращены быть не могут. Однако пайщики в такие юридические тонкости вряд ли вникали. Получается, что вложения коллективных инвесторов защищены гораздо хуже, чем твердят управляющие. И, возможно, правительству стоит серьезно отнестись к активно обсуждаемой идее о распространении закона о страховании вкладов на пайщиков ПИФов.

Обуза для Гуцериева

Глава и совладелец “Русснефти” Михаил Гуцериев близок к осуществлению мечты – созданию вертикально-интегрированной нефтяной компании. Ему не хватает нефтеперерабатывающего завода, но “Русснефть” уже нацелилась на “Орскнефтеоргсинтез”. Как сообщил “Интерфакс”, Федеральная антимонопольная служба уже одобрила ходатайство компании Гуцериева о приобретении этого завода. Сейчас он принадлежит ТНК-ВР и входит в число активов, возможность продажи которых компания рассматривает в рамках оптимизации своей структуры. Судя по тому, что других претендентов на “Орскнефтеоргсинтез” пока нет, “Русснефти” удастся его приобрести, и даже не очень дорого. Этот запущенный завод едва ли заинтересует крупную нефтяную компанию, а мелкие вряд ли смогут соперничать с Гуцериевым. Однако в перспективе он может влететь “Русснефти” в копеечку. Уже сейчас правительство предпринимает серьезные шаги по внедрению в России топливных стандартов “Евро-3” и “Евро-4”, что потребует серьезной модернизации НПЗ. “Орскнефтеоргсинтез” в этом смысле выглядит весьма бледно. В частности, если в среднем по России на НПЗ доля высокооктановых бензинов в общем производстве этого вида топлива составляет 55,3%, то в Орске – всего 37,1%. Так что, купив этот завод, Гуцериев взвалит на себя большую обузу.