“Глобус Гурме” и “Дейли” на выданье


О том, что сети “Глобус Гурме” и “Дейли” могут войти в состав торгового дома “Перекресток”, “Ведомостям” рассказал основатель обоих проектов Лев Хасис. Инвестиции в “Глобус” и “Дейли” считаются личными вложениями Хасиса, председателя совета директоров и совладельца “Перекрестка”, и его партнеров, которые никак не зависят от средств “Перекрестка” или “Альфа-групп”. О договоренностях известно гендиректору Столичной торговой компании (развивает “Глобус”) Андрею Яковлеву. Гендиректор “Перекрестка” Александр Косьяненко информацию не опроверг, но комментировать отказался.

Сейчас у Столичной торговой компании и “Дейли фудс” (развивает сеть “Дейли”) подписаны договоры с “Перекрестком” о первоочередном праве покупки, которая, по словам Хасиса, может состояться “примерно через пару лет, когда выручка сетей превысит сотни миллионов долларов”. Например, “Глобус” должен к концу 2007 г. выйти на выручку $250–300 млн с рентабельностью по EBITDA в 15%. Директор по маркетингу сети “Азбука вкуса” Галина Ящук считает, что достичь таких показателей будет чрезвычайно сложно. Работающая в похожем формате “Азбука вкуса” за период 1997–2005 гг. открыла 12 супермаркетов, оборот которых в 2005 г. превысит $90 млн (четыре магазина были открыты в конце года).

По “Дейли” Хасис затруднился спрогнозировать выручку, так как первый магазин сети откроется только сегодня в Москве, на ул. 5-я Парковая. Его площадь составит 150 кв. м. До конца года заработает еще 10 аналогичных магазинов, говорит гендиректор “Дейли фудс” Евгений Лукьяненко, бывший коммерческий директор “Перекрестка”. К концу 2008 г., по его словам, сеть будет включать 700 магазинов.

В сети “Глобус Гурме” сейчас тоже работает всего один магазин площадью 1700 кв. м, открывшийся в сентябре в реконструированном торговом центре “Гименей” на ул. Большая Якиманка. Второй магазин сети откроется в торгцентре “Весна” на Новом Арбате, еще один – в строящемся на Кутузовском проспекте торгцентре “Времена года”. Ресторатор Аркадий Новиков, партнер Хасиса по проекту “Глобус Гурме”, рассказывал “Ведомостям”, что всего в течение 2–3 лет запланировано открытие порядка 10 магазинов в Москве. По словам Новикова, “Глобус Гурме” будут продавать дорогие деликатесы, но по более демократичным ценам, чем гастрономические бутики Fauchon или Hediard.

По словам Хасиса, решение о создании “Глобуса” и “Дейли” обсуждалось на уровне акционеров “Перекрестка” . “Рабочее название дорогих супермаркетов даже звучало сначала как “Перекресток Гурме”, – рассказывает бизнесмен. Большинство из крупных западных сетей мультиформатны, объясняет он, “Перекрестку” в этом смысле также интересно к существующему формату супермаркет добавить магазины большого и малого формата. Но руководство торгового дома решило, что старт новых сетей должен осуществляться вне “Перекрестка”, чтобы не отвлекать ресурсы и не разочаровывать инвесторов в случае неудачи. Добавлять другие форматы “Перекресток” станет через сделки M&A. “Перекресток” будет заинтересован в покупке “Глобуса” и “Дейли”, в случае если они будут что-то собой представлять”, – говорит Хасис.

Развитие собственных сетей Львом Хасисом, занимающим должность председателя совета директоров “Перекрестка”, всегда вызывало недоумение у конкурентов, усматривающих в таком совмещении конфликт интересов. Например, директор по маркетингу сети “Азбука вкуса” Галина Ящук рассказывала, что на аренду в торгцентре “Времена года” претендовало сразу несколько магазинов – “Седьмой континент”, “Азбука вкуса”, “Перекресток” и “Глобус Гурме”. “В итоге Хасис смог пролоббировать присутствие там “Глобуса”, хотя это было в ущерб “Перекрестку”, – считает Ящук. “Никакого конфликта существовать не может, – возражает Хасис. – Если бы реально встал выбор между “Перекрестком” и “Глобусом”, предпочтение было бы отдано “Перекрестку”.