Лисья доля

В. Волков

Теперь Лисин не настроен на благотворительность – на размещении он хочет заработать много. Для этого ценовой диапазон объявляться не будет – так, по словам двух источников, близких к размещению, можно продать акции дороже. Но жадничать при нынешней ситуации на рынке Лисину не стоит, предупреждают эксперты, ведь цены на сталь упали. Сергей Суверов из Газпромбанка советует выставлять цену немного ниже нынешних рыночных котировок в $1,45–1,47 за акцию НЛМК. Но один из инвестбанкиров слышал, что Лисин рассчитывает на цену $1,5 за акцию ($8,9 млрд за весь комбинат).

Продажи акций НЛМК в Лондоне ждали еще летом. Все было готово, но подвели цены на сталь, упавшие в конце весны, и конкурент – размещение в Лондоне в июне провела Evraz Group. Вчера НЛМК объявил, что разместит глобальные депозитарные расписки (GDR) на Лондонской фондовой бирже. В одном из банков-андеррайтеров (это UBS и Merrill Lynch) сообщили, что книга заявок закроется 8 декабря. В сообщении НЛМК говорится, что инвесторам будет предложено 420 млн акций (7% от уставного капитала). Эти акции будут конвертированы в 42 млн GDR. Андеррайтеры в течение 30 дней с момента размещения имеют право выкупить еще около 1,05% акций комбината по цене размещения.

Владелец НЛМК вчера сам рассказывал инвесторам о преимуществах компании в московском “Президент-отеле”. Ведь именно председателю совета директоров НЛМК Владимиру Лисину через шесть офшорных компаний принадлежит 89,85% акций НЛМК, говорится в инвестиционном меморандуме размещения. Акции продаст один из офшоров Лисина – Veft Enterprises Ltd (Кипр). Исходя из вчерашних котировок в РТС от продажи 8% (включая опцион для андеррайтеров) НЛМК магнат может заработать $700 млн, а вся компания стоит $8,7 млрд.

К своему триумфу Лисин шел долго. В начале 90-х он был наемным менеджером трейдера Trans World Group (TWG), интересы которого представлял на Магнитке, НЛМК и еще нескольких заводах. Вскоре TWG сделала Лисина партнером и отдала оперативный контроль над НЛМК. Бизнесмен, знакомый с этой историей, припоминает, что TWG поручила Лисину и скупку акций НЛМК в ее интересах. В итоге в 1994 г. на структурах TWG было 36% акций НЛМК, а структуры Лисина владели около 12%.

Последующие восемь лет прошли для Лисина в непрерывной борьбе. Сначала по поручению TWG он не допускал к управлению комбинатом владельца 50% акций НЛМК – группу “Реформа”, представлявшую интересы Бориса Йордана и инвестфонда CCM. Но в 1997 г. Лисин внезапно разорвал отношения с TWG, взял в союзники “Реформу”, а вскоре выкупил у группы акции НЛМК. И получил нового врага – TWG продала акции комбината “Интерросу”. Но и тут Лисин в полной мере проявил свои бойцовские качества: он приобрел миноритарный пакет акций принадлежащего “Интерросу” “Норникеля”, вошел в совет директоров “Норникеля”.

Вздохнуть свободно Лисину удалось только в 2002 г., когда он вынудил “Интеррос” продать ему акции НЛМК. Тогда он стал больше времени уделять сторонним проектам – создал газету “Газета”, возглавил Стрелковый союз России. Недавно он выдвинул свою кандидатуру на пост президента Олимпийского комитета. В этом году журнал Forbes признал Лисина вторым богачом России после Романа Абрамовича, оценив его состояние в $7 млрд.

До августа 2005 г. у Лисина было 93% НЛМК. Но в конце лета он продал 3,24%-ный пакет фирме Costen Holding Ltd. Как следует из меморандума, так хозяин НЛМК наградил своих менеджеров, ведь бенефициары офшора – члены совета директоров НЛМК Владимир Скороходов и Олег Багрин, гендиректор НЛМК Владимир Настич и его зам по экономике и финансам Галина Аглямова, глава совета директоров Стойленского ГОКа Александр Сапрыкин, руководитель Торгового дома НЛМК Александр Зарапин. Еще 0,1% акций НЛМК досталось Akractos Technologies Ltd, бенефициар которой – член совета директоров НЛМК, партнер адвокатского бюро “Резник, Гагарин, Абушахмин и партнеры” Игорь Федоров. А вот еще один член совета – бывший президент “Ренессанс Капитала” Олег Киселев ничего не получил. Более того, в меморандуме НЛМК говорится, что 23 ноября Киселев подал заявление о своей добровольной и немедленной отставке. В октябре ему предъявлено обвинение по уголовному делу о мошенничестве с акциями Михайловского ГОКа. Сейчас Киселев объявлен в розыск по международным каналам Интерпола, и размещаться НЛМК будет без него.

Зачем Лисину деньги, рынок толком не понимает. “Смысл этого размещения – капитализировать бизнес и потом использовать акции НЛМК как валюту для сделок M&A”, – рассуждает инвестбанкир. Полученные деньги Лисин потратит на личные проекты, для души – спорт и медиа, думает Суверов, или, может, будет инвестировать в другие отрасли, например нефтянку.